"Лада" для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы. Подводный истребитель: как будет искать и уничтожать врага новейшая подлодка «Лада Как идет постройка подлодок проекта 677

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На АО «Адмиралтейские верфи» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация» - ОСК) в Санкт-Петербурге 20 сентября 2018 года состоялась церемония спуска на воду через спусковой плавучий док строящейся для Военно-морского флота России.большой дизель-электрической подводной лодки Б-586 «Кронштадт» (заводской номер 01571) - второй подводной лодки проекта 677 (шифр «Лада»).

Как сообщается в пресс-релизе АО «Адмиралтейские верфи», значимым событием назвал спуск корабля генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Сегодня мы спускаем на воду корабль, заложенный в 2005 году, за эти годы приостанавливалось и финансирование, и строительство. Но, вынужденная пауза позволила нам максимально учесть опыт эксплуатации на Северном флоте первого корабля этого проекта ПЛ «Санкт-Петербург». В следующем году мы планируем подписать контракты на четвертую и пятую лодки серии, и мы верим, что будущее неатомного подводного флота за проектом 677!».

От имени Главнокомандующего ВМФ участников торжественной церемонии приветствовал заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России, капитан I ранга Михаил Краснопеев: «Вся истории Адмиралтейских верфей, начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск - наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках».

Подводная лодка «Кронштадт» - вторая в серии проекта 677 «Лада» заложена в июле 2005 года. В 2009 году по решению Министерства обороны РФ строительство заказа было приостановлено до передачи в опытную эксплуатации головного заказа серии ПЛ «Санкт-Петербург» . Государственный контракт о возобновлении строительства корабля был подписан 9 июля 2013 года.

ПЛ «Кронштадт» строится по откорректированному по результатам опытной эксплуатации головного корабля проекту. На кораблях глубоко модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. В перспективе подводные лодки проекта «Лада» планируется оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой (ВНЭУ), над созданием которой работают специалисты ЦКБ МТ «Рубин».

ПЛ проекта 677 «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных подводных лодок и на сегодняшний день признаны самыми современными и перспективными отечественными неатомными подводными кораблями, как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим тактико-техническим характеристикам. АО «Адмиралтейские верфи» являются единственным заводом-строителем кораблей данного класса.

Показательно, что спуск ПЛ «Кронштадт» происходит в условиях масштабной реконструкции стапельно-сдаточного цеха, которая проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов». По ее завершении на предприятии будет создан современный специализированный комплекс замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок, который оптимизирует производственный процесс и расширит возможности Адмиралтейских верфей в строительстве подводных заказов. Работы в рамках реконструкции ведутся без остановки действующего производства и не влияют на сроки исполнения контрактов предприятия.

Со стороны bmpd укажем, что вторая большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 (шифр «Лада») Б-586 «Кронштадт» (заводской номер 01571) была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 28 июля 2005 года, однако в 2009 году по решению Министерства обороны России строительство корабля было приостановлено до передачи в опытную эксплуатации головной подводной лодки проекта 677 Б-585 «Санкт-Петербург» . Государственный контракт на возобновление строительства лодки Б-586 «Кронштадт» по корректированному техническому проекту был подписан 9 июля 2013 года.

Разработка неатомной подводной лодки нового поколения проекта 677 осуществлялась АО «ЦКБ МТ «Рубин» с начала 1980-х годов. Головная подводная лодка проекта 677 Б-585 «Санкт-Петербург» (заводской номер 01570) была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 26 декабря 1997 года. Однако строительство лодки превратилось в долгострой и она была спущена на воду только 28 октября 2004 года и вышла на заводские ходовые испытания в 2007 году. 22 апреля 2010 года подводная лодка «Санкт-Петербург» была принята ВМФ России, однако до настоящего времени находится в опытной эксплуатации на Северном флоте.

Третья подводная лодка проекта 677 Б-587 «Севастополь» (заводской номер 01572) была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 10 ноября 2006 года. В 2009 году по решению Министерства обороны России строительство корабля также было приостановлено. В октябре 2013 года наименование «Севастополь» приказом Главнокомандующего ВМФ России было для данной лодки упразднено и передано заказанному во Франции для ВМФ России универсальному десантному кораблю типа Mistral. Контракт на постройку третьей подводной лодки проекта 677 по модифицированному проекту был заключен заводом в конце 2014 года. 19 марта 2015 года подводная лодка проекта 677 Б-587 (заводской номер 01572) была на АО «Адмиралтейские верфи» под названием «Великие Луки».

В июле 2017 года на Международном военно-морском салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заявил, что по условиям госконтрактов сдача подводных лодок «Кронштадт» и «Великие Луки» ВМФ России намечена на 2020 и 2021 годы соответственно.










































Cпуск на воду через спусковой плавучий док строящейся на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России.большой дизель-электрической подводной лодки Б-586 «Кронштадт» (заводской номер 01571) проекта 677 (шифр «Лада»). Санкт-Петербург, 20.09.2018 (с) Дмитрий Соколов


Cпущенная на воду строящаяся на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России.большая дизель-электрическая подводная лодка Б-586 «Кронштадт» (заводской номер 01571) проекта 677 (шифр «Лада») у энергоблока "Волна". Санкт-Петербург, 20.09.2018 (с) Curious / forums.airbase.ru


Cпущенная на воду строящаяся на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России.большая дизель-электрическая подводная лодка Б-586 «Кронштадт» (заводской номер 01571) проекта 677 (шифр «Лада») у энергоблока "Волна". Санкт-Петербург, 20.09.2018 (с) kluz / forums.airbase.ru

15.11.2014 ,

Новость вроде незначительная на вид, но на самом деле очень важная.

Если по атомоходам наше продолжающееся нахождение на передовых рубежах с принятием на вооружение «Бореев» и «Ясеня» сомнению уже не подлежит, то с неатомными подводными лодками ситуация немного запутаннее. Попробую её прояснить на отличном примере, которым является неатомная подводная лодка Лада проекта 677.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Почему бы нам не сосредоточиться на атомоходах?

…как американцы? Потому, что:

  • Для множества задач атомоход избыточен.
  • Из-за реактора на атомоходах приходиться реализовывать дорогостоящие и технически сложные решения по достижению приемлемого уровня шума. А для подводных лодок тот, кто меньше шумит, тот и победил. Современные дизельные лодки под водой ходят на электромоторах и не шумят больше, чем окружающая среда, за что, например «Варшавянку» прозвали «черной дырой».
  • Цена кардинально меньше у НАПЛ (неатомных подводных лодок).
  • Атомоход требует соответствующей обслуживающей инфраструктуры, что далеко не каждая страна может потянуть.
  • Страны НАТО, которые производят дизельные лодки позволяют американцам самим не заморачиваться, а покупать их или брать в аренду по необходимости. У нас такой возможности нет.
  • Неатомные подводные лодки имеют несравнимый с атомоходами экспортный потенциал.

Почему бы не остаться на «Варшавянках»?

«Варшавянка» — это очень успешный проект дизель-электрических подводных лодок, третья модернизация которого сейчас производится для черноморского флота, а также экспортный вариант продается за рубеж. Например во третья из шести заказанных лодок должна попасть еще до начала 2015 года .


«Варшавянка», проект 636

Но у обычных дизельных лодок, к которым относиться «Варшавянка», при всех несомненных достоинствах (главное из которых — малошумность ) есть несколько фундаментальных недостатков:

  • Время нахождения под водой — всего несколько суток. А дальность хода под водой 400 миль. Потом аккумуляторы разряжаются и надо всплывать, чтобы с помощью дизелей их зарядить. Поэтому классические дизельные лодки и называют не подводными, а ныряющими.
  • Из-за необходимости экономии энергии, скорость движения под водой невысока, как правило в районе 3-х узлов (~5,5 км/час). Критично при преследовании.
  • Недостаток энергии обуславливает и ограничения на оборудование и вооружение.

Лада (проект 677) — долгожданный прорыв?

Лодки этого проекта должны прийти на смену отлично зарекомендовавшим себя и ставшим хитом продаж восьмидесятых — девяностых годов , во многом за счет поставки на экспорт которых наш морской ВПК и пережил девяностые.

Проект 677 разрабатывается с начала 90-х, но по известным причинам, только сейчас доводится до того состояния, когда становятся подводной лодкой, способной повлиять на расклад сил на море.


Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677

Так что давайте рассмотрим, чем так хороша «Лада».

Вооружение

Помимо традиционного минно-торпедного вооружения (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), стреляет из всех 6 торпедных аппаратов ракетами («Варшавянка» только из двух верхних).

Кроме того 677-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса).


Экспортный вариант проекта 677 — «Амур-1650»

Эти ракеты могут быть:

  • оперативно-тактическими,
  • противокорабельными,
  • крылатыми ракетами большой дальности , предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (вообще новое применение для НАПЛ).

Причем все это разнообразие можно выпустить залпом , что повышает вероятность поражения цели и чего другие неатомные подводные лодки не могут.

Сразу значительно расширяются области применения .

Другие инновации

  • Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы и всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах.
  • Снижение водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек. Это сделало лодку более компактной и менее заметной.
  • Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (при том, что даже «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумящих субмарин в своем классе.
  • Снижение неакустических полей.
  • Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза.
  • «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения. Управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
  • Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
  • На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 636. Что позволяет обнаруживать противника раньше, а это эквивалентно победе в противостоянии с ним.
  • «Санкт-Петербург», головная лодка проекта 677 с 2010 года на вооружении и бОльшая часть инноваций опробована и отлажена.
  • Литий-ионные батареи . Их можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения ».

В результате мы имеем лодку, способную погружаться на 300 метров, имеющую скорость полного подводного хода до 21 узла и автономность 45 суток и являющуюся прекрасным наследником «Варшавянок». Но одна инновация может вывести эту лодку в абсолютные лидеры в своем классе в мире. А именно воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ).

Воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ)

Из названия следует, что данной установке для выработки электроэнергии не нужен воздух, как дизелям. Следовательно лодке не нужно всплывать для зарядки аккумуляторов. Точнее нужно, но гораздо реже.

Время нахождения под водой возрастает в 10 раз, до 25 суток .

На самом деле подобные энергетические установки начали использовать шведы, у которых все лодки выпускаются сейчас с подобными энергетическими установками.

А также немцы с проектом 212/214. То есть здесь мы в русле новых разработок.

Так же как и у немцев, в ее основе электрохимический генератор. Электричество будет вырабатываться при преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения . При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70 процентов, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов. Но у нас помимо этого используются дополнительные усовершенствования.

  • Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога
  • Также используются топливные элементы, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку.

Есть два пути развития механизмов подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Электрохимический генератор (ЭХГ) или двигатель Стирлинга . Более перспективным считается двигатель Стирлинга, используемый шведами. У нас видимо используется ЭХГ, как у немцев, но с исключением дорогостоящей структуры хранения и зарядки топливных элементов на борту водородом. Выбор технологии явно происходил с учетом большого количества факторов, часть которых не очевидна для сторонних наблюдателей.

В соединении с другими вышеуказанными преимуществами Лада становится вне конкуренции.

К тому же при ее производстве можно будет варьировать комплектацию в зависимости от желаний и возможностей заказчика.

Конкуренты

Конкурентов достаточно:


Германия, проект 212/214
Швеция, Готланд
Франция, Scorpene

Действительно ли неатомные лодки так эффективны?

Примеры эффективности неатомных подводных лодок:

  • В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
  • В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677
  • во время учений в Карибском море экипаж немецкой лодки Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа «Los Angeles», вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили.
  • на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа «Долфин» (модификация Тип 212) условно «потопили» половину Шестого флота США.
  • в 2003 году, «Готланд» продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и «потопила» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» во время учений в Средиземном море.
  • Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 «Готланд» «перетопил » всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Асимметричный ответ

Лодка разрабатывается очень давно. Первый экземпляр принят на вооружение с обычной дизельной двигательной установкой. При проектировании лодки возникло множество проблем, как финансового, так и технического характера. К тому же из-за отсутствия средств пришлось связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок.

Но указанная в эпиграфе новость говорит о том, что скоро российский ВМФ получит эту лодку со всеми ее новейшими технологиями (включая ВНЭУ).

Нам подобные лодки нужны. А гарантировано получить их мы можем, как показывает эпопея с «Мистралями», только сделав самостоятельно. С этой задачей наш ВПК справился, создав действительно конкурентную на мировом уровне неатомную подводную лодку. И что не менее важно — создав кооперацию предприятий для ее производства.

  • пр.677 — LADA
    • сейчас по проекту 677 в дополнение к «Санкт-Петербургу» строится «Кронштадт» и по «Севастополю» должен быть подписан госконтракт. Эти лодки строятся без ВНЭУ.
    • ВНЭУ будет скорее всего начиная с четвертой лодки. По плану в 2016 году в виде дополнительного отсека.

    Несмотря на то, что в составе флотов разных стран мира присутствует немало подводных лодок с ядерным реактором на борту, военные моряки не спешат отказываться от дизель-электрических субмарин. Лидерами по созданию подобных кораблей долгие годы были СССР и ФРГ. Россия, к сожалению, во многом утратила былые позиции, о чем свидетельствует, в частности, долгая и мучительная история разработки подводных лодок проекта 677 «Лада». Проектирование их началось еще в советские годы, но только сейчас дело дошло до серийного изготовления. В скором будущем «Лады» могут усилить ВМФ , однако их так и не удалось наделить теми качествами, к достижению которых когда-то стремились конструкторы.

    История создания

    Чуть более тридцати лет тому назад, в 1988 году, в состав военно-морского флота Швеции была введена подводная лодка, снабженная, наряду с традиционными дизелями, особым вспомогательным двигателем. Это была так называемая анаэробная силовая установка. Её основное отличие – это способность работать без использования атмосферного воздуха. Такая особенность позволяет субмаринам, не имеющим на борту атомного реактора, проводить в подводном положении до двадцати дней, что радикально повышает скрытность.

    В СССР подлодки с силовыми установками подобного типа, «двигателями Стирлинга», создавались еще в 50-е годы прошлого века, однако их практическое использование оказалось крайне опасным из-за технических трудностей, связанных с необходимостью хранения на борту жидкого кислорода. Тем не менее после появления новых шведских субмарин стало понятно, что старую идею необходимо обдумать на новом уровне.

    В последующие годы наличие ВНЭУ (воздухонезависимой энергетической установки) стало ключевым признаком неатомных подводных лодок четвертого поколения. Между тем на вооружении советского, а затем и российского флота продолжали оставаться субмарины с обычными дизельными генераторами и электрическими двигателями.

    Чтобы ликвидировать намечающееся отставание, решено было создать отечественную ВНЭУ. Устанавливать её планировалось на большие подлодки проекта 677 (шифр «Лада»), разработка которых началась в 1987-м году. При этом советская анаэробная силовая установка не должна была стать двигателем Стирлинга – речь шла о создании так называемого электрохимического генератора (ЭХГ). Впоследствии по этому пути пошли немецкие конструкторы субмарин, создавшие в итоге в конце двадцатого века вполне удачные неатомные подлодки четвертого поколения проекта 212А.

    Ранее в СССР уже производились ЭХГ для космических кораблей, поэтому имелись все основания ожидать успеха. Уровень оптимизма был настолько высоким, что разработку неатомных подводных лодок проекта 677 начали еще до создания ВНЭУ. Это оказалось ошибочным решением.

    Первый удар был нанесен в 1991-м году, когда распался Советский Союз. Резкое сокращение всех программ финансирования привело к настоящей деградации проекта 677 и почти полному сворачиванию работ по созданию анаэробного двигателя. Правда, первый корабль новой серии, получивший название «Санкт-Петербург», всё-таки был заложен в 1997-м году, однако его последующее строительство существенно затянулось.

    Трудности во многом были связаны с тем, что руководство конструкторского бюро «Рубин», проектировавшего новую ПЛ, решило пойти по наиболее амбициозному пути – создать двигатель замкнутого цикла без каких-либо выбросов во внешнюю среду и при этом не хранить на борту необходимый для электрохимической реакции водород, а вырабатывать его непосредственно из дизельного топлива. Соответствующий процесс называется риформингом.

    Лодка «Санкт-Петербург» была спущена на воду еще в 2004-м году. Она была оборудована обычными дизель генераторами с перспективой дальнейшего переоснащения на ВНЭУ. Предполагалось, что в дальнейшем субмарины проекта 677 постепенно вытеснят из состава флота «Палтусы» и «Варшавянки» — подводные лодки третьего поколения проектов 877 и 636.

    Заводские испытания «Санкт-Петербурга» проходили с 2009-го по 2010-й год, после чего корабль был передан на опытную эксплуатацию в ВМФ России без принятия на вооружение. Сразу же оказалось, что о практическом использовании этой подводной лодки не может идти и речи. В частности, силовая установка могла безопасно работать лишь на 50% от заявленной в документации мощности. Кратковременно тягу можно было увеличивать до 70% от номинала, однако это часто становилось причиной поломок целого ряда деталей, что требовало затем длительного ремонта. Кроме того, неудовлетворительными оказались характеристики боевой информационно-управляющей системы субмарины и её гидроакустического комплекса.

    Комментируя полученные результаты, главнокомандующий ВМФ России Высоцкий в категоричной форме заявил, что флоту такие подлодки не нужны. Впрочем, затем он пояснил, что сам проект «Лада» остается перспективным – вот только «Санкт-Петербург» так и останется опытным экземпляром для отработки технологий.

    Впоследствии, после смены командования ВМФ, финансирование программы по созданию подводных лодок проекта 677 возобновилось. В 2013-м году, в частности, было возобновлено строительство второй субмарины этой серии, получившей название «Кронштадт».

    Между тем, разработчиков анаэробной энергетической установки продолжали преследовать неудачи. Представители ЦКБ «Рубин», в разные годы давали довольно противоречивые комментарии о продвижении своего проекта, то обещая в самом скором времени продемонстрировать готовый двигатель должной мощности, то жалуясь на полное прекращение финансирования.

    Ситуация с ВНЭУ остается неопределенной и сегодня. Судя по всему, подводные лодки серии 677 так и не получат этой принципиально новой силовой установки. Во всяком случае, её не имеет уже спущенный на воду «Кронштадт», не появится она и на строящейся субмарине «Великие Луки». В соответствии с заявленными планами КБ «Рубин», воздухонезависимыми двигателями будут оснащаться подводные лодки проекта «Калина», однако если это и произойдет, то в довольно далекой перспективе.

    Приходится признать, что программа по созданию подводных лодок проекта 677 оказалась явно неудачной. В своем нынешнем виде и «Санкт-Петербург», и «Кронштадт», и «Великие Луки» представляют собой субмарины не четвертого, а третьего поколения, не имеющие ощутимых преимуществ перед старыми «Варшавянками».

    Отставание от иностранных конструкторов было еще в «нулевые» годы до такой степени очевидным, что встал вопрос о закупке для нужд ВМФ немецких подводных лодок проекта 212А.

    Сегодня подобных планов уже нет, однако ситуация остается неопределенной. Если доводка ВНЭУ в ближайшее время не будет завершена, российские создатели неатомных подводных лодок рискуют отстать от своих зарубежных конкурентов не на несколько лет, а навсегда.

    Роль дизель-электрических подлодок в ВМФ России

    Появление атомных субмарин в свое время рассматривалось многими специалистами как закат эры прежних дизель-электрических лодок. В США их строительство прекратилось еще в конце 50-х годов. Это вполне понятно – ведь американский флот в основном океанский, а не морской. Атомные субмарины как нельзя лучше подходят для длительных подводных переходов – им не нужно «выныривать» и обнаруживать себя.

    Между тем для советского, а затем и для российского флота огромное значение имеют действия на ближних и прибрежных коммуникациях, особенно на Балтийском и Черном морях. Для этих условий больше подходят дизель-электрические многоцелевые подлодки России. Они менее шумные, чем атомные, значительно меньше по своим размерам и намного дешевле.

    Кроме того, развитие электронного оборудования и ракетного оружия позволяет с успехом применять современные дизель-электрические подводные лодки для уничтожения наземных целей. В частности, как субмарины проекта 677, так и разработанные еще в СССР «Варшавянки» могут осуществлять запуск крылатых ракет большой дальности «Калибр», что заметно повышает их ударный потенциал.

    Новые подлодки с воздухонезависимыми двигателями могут в значительной мере превзойти своих атомных соперников даже на океанских коммуникациях, поскольку им уже не требуется «выныривание». Перспективность этого направления неоднократно доказывалась на военно-морских учениях, когда дизель-электрические субмарины успешно «топили» более крупные и шумные лодки с ядерными реакторами на борту.

    Особенности конструкции

    Одним из главных отличий проекта 677 от подводных лодок «Палтус» и «Варшавянка» стала полуторакорпусная конструкция. При этом лёгкий корпус настолько мал, что иногда «Ладу» называют и однокорпусной. Такое решение привело к уменьшению размеров субмарины и её водоизмещения. При этом удалось дополнительно снизить уровень шума, создаваемого при движении подводной лодки, и её стало намного труднее обнаружить.

    Корпус и его компоновка

    Прочный корпус подводных лодок проекта 677 изготавливается из специальной стали АБ-2. Его форма близка к цилиндрической, а диаметр почти не изменяется по всей длине. На носу и корме имеются полусферические оконцовки. На рубке установлены передние рули глубины, а на корме – задние, образующие вместе с рулем поворота своеобразный «крест». В целом управляющие поверхности размещены таким образом, чтобы не мешать работе гидроакустического комплекса.

    Корпус разделен на отдельные помещения поперечными переборками и продольными платформами.

    Перечень отсеков таков:

    1. Носовой (торпедный отсек). В нем находятся торпедные аппараты, запасной боекомплект и система бесшумного перезаряжания;
    2. Второй отсек. Главное помещение – центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На нижних ярусах находится часть аккумуляторов и вспомогательные механизмы;
    3. Третий (жилой) отсек. Здесь имеется кают-компания, камбуз, медицинский блок, а также каюты для всех членов экипажа;
    4. Четвёртый отсек. Предназначен для размещения дизель-генераторов;
    5. Пятый отсек. Здесь находится электомотор, приводящий в движение винты подводной лодки.

    Благодаря довольно большой кают-компании и наличию спальных мест для каждого из членов экипажа, подводные лодки проекта 677 «Лада» стали наиболее комфортабельными из всех, построенных для советского и российского флота.

    На корпусе субмарины устанавливается противогидроакустическое покрытие, слой которого достигает сорока миллиметров в толщину. Благодаря этому уменьшается собственная шумность, и поглощаются сигналы активных гидроакустических станций противника.

    Силовая установка

    Подводная лодка приводится в движение главным гребным электрическим двигателем СЭД-1. Мощность его составляет 4100 лошадиных сил. В качестве источника тока могут использоваться аккумуляторные батареи (в погруженном положении), или же генераторы 28ДГ, вырабатывающие постоянный ток совокупной мощностью в 2000 киловатт и подключенные к дизельным двигателям Д-49 (V-образные моторы с восемью цилиндрами).

    Кроме того, на борту имеются два вспомогательных электродвигателя ПГ-102М. Каждый из них развивает по 140 лошадиных сил. Предназначены эти моторы для винтовых выносных колонок, при помощи которых осуществляется подруливание.

    К сожалению, воздухонезависимая энергетическая установка на подводных лодках проекта 677 в настоящее время не применяется. Параметры её неизвестны, хотя ранее представители КБ «Рубин» утверждали, что созданный ими анаэробный двигатель позволит субмарине, находящейся в погруженном состоянии, двигаться со скоростью до 10 узлов.

    Целевое оборудование

    Главным инструментом для поиска целей на подводных лодках проекта 677 является гидроакустический комплекс «Лира». В его состав входят следующие элементы:

    1. Шумопеленгаторные антенны. Главная из них, Л-01, размещена на носу субмарины. Две других находятся также в передней части лодки, но по бортам;
    2. Гидроакустическая станция с буксируемой антенной;
    3. Активная ГАС для осуществления связи под водой, измерения дистанции и поиска мин.

    Обработка данных осуществляется боевой информационно-управляющей системой «Литий». В надводном положении может использоваться радиолокационная система КРМ-66.

    Вооружение подлодок проекта 677

    В носовом отсеке ДЭПЛ «Лада» находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533. С их помощью осуществляется применение следующих средств поражения:

    1. Торпеды УСЭТ-80К. Дальность – до 18 км, скорость движения – 45 узлов;
    2. Торпеды (подводные ракеты) «Шквал» . Дальность – до 13 км, скорость – 300 км/ч;
    3. Крылатые ракеты П-800 «Оникс». Предназначены для уничтожения надводных кораблей всех классов. Дальность запуска – до 600 км, скорость – 2М при полете над морем;
    4. Крылатые ракеты «Калибр».

    Первоначально предполагалось вооружить подлодку торпедами ТЭ-2, однако они оказались не готовыми к эксплуатации на момент спуска на воду головного «Санкт Петербурга». Если верить последним сообщениям, возможно использование как противокорабельных «Калибров», так и другого варианта этой ракеты, предназначенного для уничтожения наземных целей на дистанции в полторы тысячи километров и более.

    В боекомплект подводной лодки входит до 18 торпед или ракет. Вместо них можно загрузить также 44 морские мины для выполнения скрытных постановок.

    В некоторых публикациях утверждалось, что субмарины «Лада» оборудованы специальными вертикальными шахтами для залпового пуска ракет. Такой проект действительно существует. Он был разработан в качестве особой, экспортной, модификации и получил особое название «Амур-950». Одной из его особенностей, наряду с ракетными шахтами, стало сокращение количества торпедных аппаратов до четырёх.

    Дальше проекта дело пока не пошло, поскольку зарубежные заказчики не проявили к «Амуру-950» практически никакого интереса. Связано это, скорее всего, всё с тем же, что и у «Лад», отсутствием воздухонезависимой силовой установки, без которой субмарина неконкурентоспособна.

    Кроме того, несколько раз сообщалось о том, что подводные лодки проекта 677 предполагается оснастить гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», однако, по наиболее свежей информации, это перспективное оружие на «Ладе» устанавливаться всё же не будет.

    Технические характеристики

    Водоизмещение 1765 тонн надводное, 2650 тонн подводное
    Длина подводной лодки 66,8 м
    Ширина 7,1 м
    Осадка 6,7 м
    Скорость надводная 10 узлов
    Скорость подводная До 21 узла
    Запас хода в надводном положении экономическим ходом До 16 000 миль
    Запас хода при движении со шноркелем (РДП) До 6500 миль
    Запас хода в подводном положении 650 миль
    Рабочая глубина 240-260 м
    Предельная глубина 300 м
    Автономность 45 суток
    Численность экипажа 35 человек

    Воздухонезависимые двигатели, если они всё же появятся на «Ладах», в значительной степени улучшат характеристики этих подводных лодок.

    Боевое и учебное применение

    До сих пор в составе флота находилась лишь одна субмарина проекта 677 – «Санкт-Петербург». Использование её было исключительно опытным – проводилась отработка различных бортовых систем и оборудования. При этом было обнаружено огромное количество самых разных недоработок. Достаточно сказать, что после передачи подводной лодки заказчику выяснилось, что на борту полностью отсутствует гидроакустический комплекс – установлены только внешние антенны.

    Мореходность корабля из-за плохо работающей силовой установки не позволяла осуществлять выходы из порта в условиях шторма и значительного волнения. Нарекания вызывали и многие другие узлы и агрегаты. В течение последующих лет большинство из обнаруженных дефектов были устранены, но и сегодня репутация у «Санкт-Петербурга» не блестящая.

    В апреле эта субмарина выполнила испытательный запуск крылатой ракеты – почему-то непосредственно из базы. Несмотря на успешное поражение цели, состояние подводной лодки и степень её боеготовности по-прежнему под вопросом.

    Следующий корабль в этой серии, «Кронштадт», спущен на воду и проходит цикл испытаний. В июле 2019 года эта подводная лодка принимала участие в военно-морском параде в Петербурге.

    Достоинства и недостатки

    К сожалению, субмарины проекта 677 пока что трудно признать удачными. Несмотря на то, что в публикациях их называют подводными лодками четвертого поколения, фактически они относятся к третьему. Их наиболее значительными плюсами считаются:

    1. Акустическая малозаметность. Как утверждают конструкторы, им удалось добиться снижения уровня шумности на 50% по сравнению с «Варшавянками»;
    2. Улучшенные характеристики гидроакустического комплекса. Точные значения тут не называются;
    3. Способность к применению наиболее передовых систем вооружения;
    4. Отличные условия пребывания на борту для экипажа.

    Главный недостаток лодки очевиден – она не получила запланированной в соответствии с проектом силовой установки. В силу этого субмарины проекта 677 – такие же «ныряющие», как и их предшественницы, никакого развития в этом направлении не произошло. Кроме того, до сих пор нет детальной информации о том, удалось ли добиться полноценной работы гидроакустического комплекса.

    Заявленная изготовителем способность залпового запуска пока никак не оценивалась. Скорее всего, этой характеристикой должны были обладать подводные лодки «Амур-950», но они всё ещё не построены.

    В целом же можно предположить, что субмарины проекта 677 не вытеснят, а скорее дополнят дизельные подлодки «Палтус» и «Варшавянка», уже имеющиеся в составе ВМФ России. Уменьшенное водоизмещение позволит применять новые лодки в первую очередь близ морского побережья.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Военные действия на море обладают массой своеобразных особенностей. Недаром флотская служба всегда считалась особенно почетной, а звание «Адмирал» практически всегда ценилось выше генеральского. Одной из черт боя на воде является то, что нападения можно всегда ждать не только со стороны вражеских надводных кораблей и самолетов, но также и из-под воды.

    Подлодки немцев стали настоящим кошмаром для союзников в годы Второй Мировой войны, отправив на дно Атлантики миллионы тонн грузов и тысячи кораблей. Советский Союз оценил немецкий вклад в дело развития подводного флота, начав в послевоенный период расширенные разработки в этом направлении.

    При произнесении слова «подлодка» у большинства людей сразу возникает ассоциация с громадным кораблем АПЛ, несущим на борту смертоносный груз в виде тяжелых способных принести огромные проблемы вероятному противнику. При этом обыватели забывают, что в современном флоте не менее ценными являются небольшие дизель-электрические подлодки. Они незаменимы в диверсионном деле, для скрытной высадки десанта на вражеском берегу.

    Одним из наиболее успешных проектов стала подводная лодка «Лада». О ней мы сегодня и расскажем.

    Общие сведения

    Суда проекта 667 предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач. Таким образом, подводная лодка «Лада», фото которой есть в статье, является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности.

    Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

    Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

    Вооружение подлодки

    Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1. Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал».

    Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

    Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

    Гидролокационный комплекс

    За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две - смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

    Система навигации

    Навигационная система - инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

    В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

    • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
    • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции - два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения - как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный

    Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

    Прочие элементы навигационной системы

    Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

    Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» - лодка весьма живучая.

    Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения корректировки для того или иного «провайдера».

    Силовая установка

    «Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

    Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии - 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель - электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

    Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» - лодка, во многом опередившая свое время.

    Основная схема работы двигателей

    Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

    Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

    Об условиях жизни и работы экипажа судна

    В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств.

    Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

    Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

    Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

    Дальнейшая эксплуатация и перспективы корабля

    Как оно часто бывает, подводная лодка «Лада» не слишком успешно справилась с испытанием временем. Дело в том, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к такому классу судов. Так, в настоящий момент идет интенсивная работа над созданием анаэробных силовых установок. В конце 2012 года желание приобрести шесть таких лодок проекта 677 «Лада» изъявила Индия, давний стратегический партнер нашей страны.

    Проще говоря, стране нужны такие дизель-электрические подводные лодки, которые бы могли находиться в боевых походах как можно более длительное время, не нуждаясь в подъеме даже на перископную глубину. Подводная лодка «Лада», воздухонезависимая энергетическая установка которой будет доведена до совершенства, сможет совершать многомесячные «заплывы». Нужно отметить, что научные изыскания в данном направлении идут вполне успешно.

    Что нового?

    Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте.

    Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки.

    Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

    Первой со стапелей сойдет «Кронштадт». Как ни странно, но бывшие «старушки», которых готовились полностью списать, на сегодняшний день стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

    Впрочем, как можно больше лодок проекта 677 «Лада» на сегодняшний день нужно именно России, так как эти корабли являются отличным средством защиты морских границ и побережий, которых у нашей страны в достатке.

    Развитие российского подводного флота интересует зарубежную прессу, в том числе китайские издания. При этом новые публикации затрагивают как успешные, так и не самые удачные проекты. К примеру, китайское интернет-издание Sina.com недавно рассказало читателям о строительстве российских дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада». В его статье рассказывалось о ходе проекта, его результатах и затруднениях. Кроме того, китайские авторы попытались оценить перспективы новых лодок и планы российского командования в их отношении.

    15 октября на портале Sina.com появилась публикация с громким названием «俄罗斯13年才研制出这型潜艇 为何仅建造3艘就被放弃» – «Россия создавала эти подлодки 13 лет. Почему от них отказались после строительства третьей?» Название статьи напоминает о событиях последних лет и известных неудачах проекта 677, из-за которых подобные лодки потеряли шанс стать основными в своем классе.

    В начале статьи авторы напоминают, что не так давно в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду подлодки «Кронштадт», построенной по проекту 677 «Лада». Этот корабль важен для российского флота, но все же имеет специфические особенности. Он оснащен традиционной дизель-электрической энергетической установкой и не получил более прогрессивную воздухонезависимую систему. Также авторы указывают, что еще в 2016 году российское командование огласило планы в отношении ДЭПЛ проекта 677. Строительство таких кораблей завершат после сдачи третьего. Вследствие этого основными неатомными подлодками флота станут представители проекта 636.3 «Варшавянка».

    Причины отказа от проекта «Лада» хорошо известны. Россия потратила на разработку и строительство таких подлодок крупные суммы, но готовый головной корабль оказался далек от идеала. Он имел массу проблем, связанных с недоработкой необходимых технологий. Головная лодка типа «Лада» была заложена еще в 1997 году. Спуск на воду состоялся в 2004 году, и до 2010-го она не могла попасть в состав флота. Таким образом, новый «меч» для флота «ковался» в течение 13 лет.

    Авторы указывают, что Советский Союз в прошлом имел развитую отрасль строительства подводных лодок, однако различные организации из ее состава были распределены между союзными республиками. После распада СССР значительная часть этих предприятий ушла из военной сферы. Кроме того, часть важных организаций досталась Украине, и из-за сохраняющихся политических противоречий Россия не имеет доступа к ним.

    В связи с этими проблемами России пришлось принимать меры. Для строительства ДЭПЛ проекта 677 были необходимы реконструкция множества производственных линий и подготовка квалифицированного персонала для работы на них. В итоге сложилась особая ситуация. Россия, в целом, не желала отказываться от проекта «Лада», но технологические и финансовые проблемы заставили ее приостановить работы на некоторое время.

    Китайское издание задает вопрос: какие новые технологии российские конструкторы использовали в перспективном проекте 677?

    В первую очередь, Sina.com указывает на выдающиеся российские достижения в области строительства двухкорпусных подлодок. Кроме того, издание поясняет особенности архитектуры корпусов. Оно напоминает, что двухкорпусная конструкция предусматривает наличие внутреннего прочного корпуса, принимающего на себя давление воды, и внешнего легкого корпуса меньшей прочности. Между корпусами находятся цистерны балласта и различное оснащение. Однокорпусная лодка имеет только прочный корпус со всеми необходимыми агрегатами.

    Оба варианта архитектуры подлодки имеют свои преимущества. Так, двухкорпусная субмарина прочнее, развивает более высокую скорость и быстрее всплывает. В то же время, в ней меньше внутреннего пространства. Однокорпусная конструкция при тех же размерах подлодки обеспечивает на 40% больший внутренний объем, который можно использовать для установки оборудования или улучшения условий работы экипажа.

    Дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада», согласно изначальным планам, должны служить в течение трех десятилетий. В это время их планируется ремонтировать и модернизировать. Для создания модернизационного потенциала в проекте используется особый вариант архитектуры лодки. Большая часть корабля выполнена однокорпусной, тогда как в корме имеется легкий корпус. Такая идея сама по себе стала отходом от традиции. Кроме того, для ее реализации потребовалось справиться с некоторыми трудностями.

    Второй ключевой элемент проекта «Лада» – автоматизированная система боевого управления «Литий». При ее разработке использовались новые подходы и решения. АСБУ имеет модульную архитектуру, а отдельные ее компоненты взаимодействуют через общую шину. Все средства наблюдения и обнаружения подлодки передают данные в центральный компьютер, отвечающий за их обработку. При этом возникают высокие требования к производительности систем.

    От других российских субмарин ДЭПЛ проекта 677 также отличаются увеличенным количеством средств обнаружения. К примеру, антенны гидроакустического комплекса помещаются на носу корпуса, вдоль бортов и в корме. Многие образцы, использованные в составе комплекса бортового оборудования, были разработаны специально для «Лады».

    При этом, как отмечают китайские авторы, энергетическая установка новых лодок оказалась «сырой». Согласно первоначальным планам, «Лады» должны были комплектоваться воздухонезависимой энергоустановкой, повышающей основные ходовые характеристики. При ее создании российские ученые и инженеры сосредоточили усилия на изучении и разработке топливных элементов. В 2011 году российская промышленность создала топливные элементы т.н. третьего поколения. Такие устройства были испытаны на борту подлодки Б-90 «Саров». Согласно планам прошлого, лодки типа «Лада» должны были получать два комплекта топливных элемента и дизель-электрическую установку. В результате должна была получиться комбинированная установка, сочетающая в себе основные качества базовых систем.

    Однако в ходе длительных испытаний российские специалисты установили, что имеющиеся топливные элементы имеют массу проблем, и это повышает риск аварии. Вскоре после старта испытаний головной подлодки проекта «Санкт-Петербург» стали проявляться недостатки и недоработки ее энергетической установки. Российские официальные лица неоднократно утверждали, что топливные элементы не соответствуют требованиям. Их характеристики оказались недостаточными, из-за чего энергоустановка не могла выдавать требуемую мощность.

    Именно в связи с недостатками энергетической установки лодка «Санкт-Петербург» не смогла вовремя начать службу. Кроме того, все это привело к пересмотру планов на строительство следующих кораблей. Строительство второй подлодки было отложено на неопределенный срок.

    Издание Sina.com отмечает, что при разработке проекта 677 российские специалисты отказались от многих удачных и отработанных конструкторских решений. Вместо них были использованы новые для российского кораблестроения идеи. Их применение было прямо связано с желанием получить высокие характеристики и новые возможности. При создании совершенно новых узлов и агрегатов инженерам пришлось делать сложный выбор. В некоторых случаях приходилось сокращать характеристики устройства либо проектировать его заново, что негативно сказывалось на надежности и безопасности.

    Финансовые трудности в итоге привели к тому, что российская промышленность не смогла завершить разработку топливных элементов с требуемыми характеристиками. В связи с этим командованию пришлось отказаться от дальнейшего строительства подлодок типа «Лада».

    Именно эту ситуацию китайские авторы называют причиной того, что военно-морской флот России в итоге решил строить вместо подлодок проекта 677 корабли типа 636.3 «Варшавянка». Проект 636.3 представлял собой модернизированную версию более старого проекта 636М. С точки зрения ряда технологий «Варшавянка» не уступала более новым «Ладам». В ходе разработки нового проекта 636.3 конструкторы должны были перенести в него готовые идеи, решения и компоненты из существующего проекта 677. Одновременно с этим в «Варшавянках» использовались готовые комплектующие и технологии, что привело к сокращению затрат.

    Тем не менее, как напоминает Sina.com, российский флот не планирует полностью отказываться от неатомных подлодок проекта 677 «Лада». Фактически промышленность России развивает оба проекта подводных лодок. Осуществляется модернизация серийного проекта «Варшавянка», а также выполняется совершенствование «Лады». В обозримом будущем будет достроена третья подлодка проекта 677. Китайские авторы предполагают, что ее появление может иметь интересные последствия. Если при ее строительстве конструкторам и судостроителям удастся выполнить все требования, но проект 636.3 перестанет быть главной опорой неатомного подводного флота России.

    Специфическая проекта неатомной подводной лодки 677 «Лада» прекрасно известна в нашей стране и не является секретом для зарубежной прессы. Более того, в очередной раз она становится темой публикации в иностранном издании. Теперь интерес к затянувшемуся российскому проекту проявили китайские средства массовой информации, причем речь идет о достаточно крупном интернет-издании.

    По всей видимости, поводом для появления новой публикации от Sina.com стала недавняя церемония спуска на воду первой серийной подлодки типа «Лада». Субмарина «Кронштадт» была заложена еще в 2005 году, но позже ее строительство приостанавливалось на несколько лет. После перезакладки строительство продолжилось, и теперь корабль готовится к будущим испытаниям. В ближайшем будущем на воду спустят и третью подлодку проекта – «Великие Луки».

    Китайские авторы в своей статье кратко раскрыли историю проекта «Лада», а также указали его основные проблемы, из-за которых флоту и промышленности неоднократно приходилось пересматривать свои планы. При этом, однако, они допустили серьезную ошибку. Sina.com утверждает, что строительство ДЭПЛ проекта 677 ограничится всего тремя единицами. Однако еще в прошлом году прозвучали официальные заявления, согласно которым численность таких кораблей увеличится, возможно даже в разы.

    В июне прошлого года на уровне командования ВМФ России прозвучали заявления о скором строительстве двух новых подлодок типа «Лада». В ближайшее время планировалось подписать контракт на них. Впрочем, прошло почти полтора года, но требуемое соглашение все еще не появилось. Третью и четвертую подлодки проекта 677 построят до 2025 года, после чего в цехах их сменят новые однотипные корабли. Тем не менее, точные планы на вторую половину двадцатых годов и следующие периоды пока не оглашались.

    Согласно текущим планам, в начале двадцатых годов основой неатомной части подводных сил флота станут ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» в количестве 12 единиц. К этому же времени флот получит три первые «Лады». Чуть позже появятся еще две лодки проекта 677. Это означает, что в течение длительного времени «Варшавянки» будут сохранять свой особый статус, причем продолжительность такого периода все еще остается неизвестной. Подобные перспективы лодок проекта 636.3 прямо зависят от успеха проекта 677.

    Точное количество дизель-электрических подлодок проекта 677, планируемых к постройке в ближайшем и отдаленном будущем, вероятно, пока не определено. В то же время, известны планы по строительству альтернативы в виде «Варшавянок». Китайское издание Sina.com полагает, что при определенном развитии событий существующие и строящиеся «Варшавянки» перестанут быть главной опорой неатомного подводного флота. В зависимости от успешности дальнейших работ, новые «Лады» смогут стать как дополнением, так и заменой для имеющихся кораблей.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений