Таможенные доходы государства. Таможенная служба как администратор доходов государственного бюджета

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ФТС России является одним из администраторов доходов федерального бюджета. Кроме нее администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Центральный банк Российской Федерации, казенные учреждения.

Таможенная служба России как администратор доходов бюджета осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование таможенных платежей. Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внешней торговли. На таможенные платежи приходится до 50% дохода государственного бюджета России, в других государствах - членах Таможенного союза таможенные платежи также образуют значительную часть дохода государственных бюджетов.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран неодинакова. Она зависит от уровня развития экономики, отраслей специализации, места страны в международном разделении труда и других факторов. Для развивающихся стран характерна макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагрузка, зависимость от экспорта сырьевых товаров и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля таможенных платежей в бюджетных доходах. В развитых странах основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика, а доля таможенных платежей составляет 12-22%.

Министерство экономического развития РФ составляет прогноз поступлений средств в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития государств на среднесрочную перспективу, в частности темпы роста основных отраслей экономики, экспорта и импорта, прогнозные цены на нефть и газ, ставки вывозной таможенной пошлины, акциза и другие показатели.

Задания ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов ВВП.

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет и представляет его в Министерство финансов РФ для использования в расчетах проекта государственного бюджета. Ниже приведен расчет всех платежей в бюджет ФТС России (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Платежи ФТС РФ в федеральный бюджет, млн руб. 1

1 Приложение к докладу ФТС России «Об основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы». URL: http://www.customs.ru.

На рис. 4.4 представлена структура таможенных платежей в 2013 г. Наибольший удельный вес занимают вывозные таможенные пошлины (58,6%); но сравнению с 2012 г. их размер увеличился на 0,4%.

Рис. 4.4.

Ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина;

НДС; - акциз; - таможенные сборы и прочие платежи

Плановое задание по перечислению таможенных платежей для ФТС России устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная дума РФ; затем Федеральное собрание РФ принимает закон о федеральном бюджете на очередной год и среднесрочную перспективу. ФТС России распределяет полученное от Правительства РФ плановое задание по региональным таможенным управлениям и таможням центрального подчинения. РТУ, в свою очередь, доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС), таможенным сборам как в целом на год, так и по кварталам. Учитывается риск невыполнения плановых показателей по перечислению таможенных платежей по общей сумме, видам платежей или отдельным таможенным органам. Риск обусловлен влиянием на сумму прогнозируемых платежей многих факторов, имеющих неопределенный характер. Задача состоит в правильном выборе метода прогнозирования или экспертной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на сумму платежей по их видам, оценке достоверности прогнозных расчетов. При изменении ситуации в сфере ВЭД (экономические санкции, «торговые войны», изменение конъюнктуры мирового рынка) возможна корректировка заданий.

Региональные таможенные управления и таможни при установлении контрольных заданий по перечислению таможенных платежей должны учитывать региональные особенности перемещения товаров через таможенную границу, направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам ВЭД), ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, сезонные колебания объемов таможенных платежей. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти но системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости; закрытие зимой горных перевалов практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.

Исследования показывают, что сумма ввозной пошлины в наибольшей степени зависит от таможенной стоимости ввозимых товаров и средневзвешенной (адвалорной) ставки таможенного тарифа. Таможенная стоимость как налогооблагаемая база для расчетов формируется в разных таможнях в зависимости от многих факторов: номенклатуры ввозимых товаров, средней цены сделок, транспортных расходов, не входящих в цену сделки. Внешним фактором, определяющим доходы федерального бюджета, является структура экспорта, которая не изменится в перспективе. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобладать. Доля платежей от продажи сырой нефти составляет в доходах бюджета около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен на российскую нефть.

На территории Таможенного союза первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет России занимает ЦТУ (табл. 4.8), второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.

Таблица 4.8

Динамика таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет, млрд руб.

Экономические санкции не оказали влияния на динамику таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет России. В 2014 г. таможнями ЦТУ в доходную часть бюджета перечислено таможенных платежей по операциям импорта 98,7%, экспорта - 0,5%. В результате принятия дополнительных мер но контролю за начислением и взиманием таможенных платежей, осуществлению корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру, выпуску товаров для внутреннего потребления, в 2014 г. дополнительно перечислено в бюджет 6,9 млрд руб., что на 7% больше, чем в 2013 г.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт- Петербургская, Тюменская, Московская областная таможни.

Так, сумма перечисленных Центральной акцизной таможней в федеральный бюджет таможенных и иных платежей составила в 2013 г. 512 млрд 372 млн руб., в том числе при импорте платежи составили 90%, при экспорте - 2%, доля утилизационного сбора составила 8%; 75% от взысканных при импорте платежей пришлось на транспортные средства, 15% - на алкогольную продукцию .

Расчетные задания таможенному органу по взиманию и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет устанавливаются:

  • путем выделения групп товаров по единой ТН ВЭД ТС, являющихся наиболее платежеемкими, и построения прогноза таможенных платежей с корректировкой суммы платежей по другим группам товаров. Таможни оформляют документы в среднем по 4-6 основным группам товаров, которые обеспечивают до 90% таможенных платежей, получаемых при импорте;
  • на основе выделения наиболее крупных участников ВЭД и перспектив увеличения таможенных платежей в регионе их обслуживания;
  • с использованием многофакторных экономико-математических моделей, определяющих сумму таможенных платежей в регионе таможенного обслуживания.

При установлении плановых заданий таможням используются:

  • - статистические данные о стоимостных и весовых объемах экспорта и импорта товаров по группам ТН ВЭД ТС;
  • - статистические данные о поступлении таможенных платежей по их видам и по товарным группам ТН ВЭД ТС;
  • - динамика поступлений всех видов таможенных платежей за последние три года, по месяцам, по видам валют и участникам ВЭД для учета сезонного фактора;
  • - краткосрочные прогнозы об ожидаемом уровне инфляции, курсе валют, изменениях в объемах и структуре внешнеторгового оборота;
  • - перспективы развития экономических отношений в рамках Таможенного союза и дальнейшей интеграции в ЕАЭС;
  • - сведения о наиболее крупных участниках ВЭД с указанием их роли в импорте и экспорте по наиболее весомым группам товаров, используемых ими таможенных процедурах с целью анализа их финансово-экономической стабильности и оценки перспектив внешней торговли;
  • - изменения нормативной базы по начислению таможенных платежей на таможенной территории Таможенного союза.

Перечень крупных плательщиков таможенных платежей далеко не всегда совпадает с перечнем крупнейших участников ВЭД с точки зрения объемов товарооборота. Крупные промышленные предприятия - экспортеры сырья, освобожденные от уплаты части налоговых платежей, могут уступать в доле таможенных платежей коммерческим организациям, которые занимаются ввозом легковых автомобилей, винно-водочных, табачных, ювелирных и иных изделий, облагаемых налогами и пошлинами по высоким ставкам, хотя коммерческие организации не всегда вывозят (ввозят) большие объемы товаров.

ТК ТС значительно расширил задачи таможенных органов но осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Приказом ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В структуру Главного управления входят отделы: таможенных проверок после выпуска товаров; методологии и практики применения таможенного законодательства РФ при таможенном контроле после выпуска товаров; взаимодействия с налоговыми органами; регионального курирования и контроля; мониторинга и анализа.

Статьей 99 ТК ТС установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Расширен перечень лиц, в отношении которых проводится контроль, а также перечень оснований для проведения выездной таможенной проверки.

Перенос акцента на таможенный контроль после выпуска товаров позволяет упростить формальности, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, и сократить время таможенного оформления. Применение современных форм таможенного контроля позволяет достичь баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства (см. разд.З ТК ТС).

  • Таможня: журнал. 2014. № 7. С. 14-15.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на Интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта T""(Q"d-- Q"s), или область с на рисунке 3 1 Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный тариф дохода государству не принесет.

Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут "съедены" самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом

Проведенный выше анализ показал, что от введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше - потребители. Это означает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b + d) Как видно из рисунка 3 1, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами, во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек

Оптимальный тариф

До сих пор мы рассматривали наиболее распространенный случай, когда страна не является настолько крупным покупателем импортируемого товара, чтобы своей внешнеторговой политикой оказывать воздействие на уровень мировой цены. Однако на мировом рынке иногда может возникать ситуация монопсонии, то есть монопольной власти покупателя (страны-импортера). Это может происходить, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт может принести ей чистый выигрыш.

Пусть некая большая страна А является настолько крупным потребителем сахара, что занимает монопольное положение как покупатель на рынке. На рисунке 3.2 дана графическая иллюстрация этой ситуации: рисунок 3.2а показывает внутренний рынок сахара в стране A (Dd - кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего предложения), а рисунок 3.26 - рынок импортного сахара (Dm - кривая спроса в стране А на импортный сахар и Sx - кривая предложения сахара из стран-экспортеров). В отличие от рассмотренных выше ситуаций, когда эластичность поставок из-за рубежа была бесконечно велика и кривая экспортного предложения представляла собой горизонтальную линию на уровне фиксированной мировой цены, теперь кривая Sx имеет положительный наклон. Это значит, что страна-импортер, пользуясь своим монопольным положением, может влиять на уровень мировой цены.

Пусть в условиях свободной торговли мировая цена на сахар равна Рf При такой цене отечественные производители сахара в стране А не могут удовлетворить весь спрос, и объем импорта составляет (Qd- Qs). Предположим теперь, что эта страна начинает взимать таможенную пошлину размером Т с каждой тонны импортируемого сахара. Это приведет к росту внутренней цены на сахар, расширению отечественного производства сахара и падению спроса на импортный сахар. Зарубежные производители будут вынуждены сократить объемы производства, но одновременно понизится и уровень их предельных издержек, что позволит им снизить свои продажные цены (то есть уровень мировой цены) и, взяв бремя тарифа частично на себя, не допустить значительного сокращения объема продаж.

Таким образом, в результате введения таможенного тарифа внутренняя цена сахара в стране А не увеличится на всю величину тарифа, а будет равна новой понизившейся мировой цене плюс тариф: Рd = Рw+Т. Отечественное производство сахара возрастет с Qs до Q"s, потребители сахара сократят закупки с Qd до Q"d, а импорт снизится до (Qd"- Qs"). Кто в этом случае выиграл, а кто проиграл? Поскольку внутренняя цена на сахар все-таки немного повысилась, потребители несут потери в размере (а+b+c+d). Отечественные производители, наоборот, получили дополнительный выигрыш (область а). Государство увеличило доходную часть своего бюджета на величину таможенных сборов, которые составляют величину тарифа, умноженную на физический объем импорта. Здесь следует обратить внимание, что величина тарифа больше, чем прирост внутренней цены, поэтому доход государства составляет область (с +f).

Оценивая общий эффект от введения тарифа для страны в целом, мы видим, что он может оказаться как положительным (если f > b + d), так и отрицательным (если f< b + d). Выигрыш страны от таможенного тарифа (область f) будет тем больше, чем меньше размеры сокращения импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно переложить на зарубежного поставщика, то есть чем ниже эластичность предложения импортного товара.

Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыш страны максимизируется. Величина оптимального тарифа как доля тарифа, уплачиваемая иностранным поставщиком, равна величине, обратной эластичности предложения импортного товара.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальный тариф невыгоден для мирового хозяйства в целом, поскольку выигрыш страны, занимающей монопольное положение как покупатель, оказывается меньше проигрыша стран-экспортеров.

ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью вводит таможенный тариф на экспорт. На рисунке 3.3 показаны последствия такой внешнеторговой политики.

Если внутренняя цена равна мировой (Рw), то объем экспорта составляет (Qs - Qd). Введение таможенной.пошлины делает экспорт сахара менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа до Pd. Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления сахара cQd дo Q"d, нo одновременно отечественные производители сокращают объемы производства с Qs дo Q"s. Сокращаются и объемы экспорта до величины (Q"s- Q"d)

Рисунок 3.3.

Каково воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления сахара (область а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа (область d). Однако бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки (область а+Ь+с+d+ е). В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (с + е). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (то есть максимизирующим благосостояние), если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данною товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов формирования которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Рассмотрим возможные последствия вступления страны в таможенный союз на условном примере. Предположим, что Норвегия рассматривает возможность своего присоединения к ЕС и покажем потенциальные выгоды и издержки такого шага на примере рынка телевизоров (для упрощения будем считать, что телевизоры, производимые в разных странах, имеют одинаковые технические характеристики и одинаковое качество). Пусть на мировом рынке уровень цены определяется японскими производителями - их телевизоры стоят 400 долл. Что касается телевизоров, производимых в странах ЕС, то их цена составляет 440 долл.

Предположим, что в Норвегии действует таможенный тариф на импорт телевизоров в размере 15%. В этих условиях японский телевизор на рынке Норвегии будет стоить 460 долл., а телевизор,

произведенный в ЕС - 506 долл. Понятно, что при одинаковом качестве покупатель предпочтет более дешевую продукцию. Поэтому Норвегия будет импортировать только японские телевизоры, и объем импорта составит М, (см. рисунок 3.4).

Однако если страна присоединится к ЕС, то положение изменится. В рамках таможенного союза, существующего в ЕС, взаимная торговля между странами-членами ведется беспошлинно, а по отношению к импорту из третьих стран применяется единый таможенный тариф. Поэтому Норвегия должна будет снять все таможенные ограничения на импорт телевизоров из стран-партнеров по ЕС, но сохранить тариф на импорт японских телевизоров. Предположим, что единый тариф ЕС также составляет 15%. В этих новых условиях более дешевыми на рынке Норвегии окажутся уже телевизоры, произведенные в странах ЕС - без таможенной пошлины их цена упадет до 440 долл., в то время как японские телевизоры по-прежнему будут стоить 460 долл. Норвежские потребители теперь предпочтут западноевропейский продукт (объем импорта составит М), а импорт более дорогих японских телевизоров прекратится.

Теперь можно оценить общий результат. Снятие таможенных пошлин на западноевропейские телевизоры привело к снижению внутренней цены до 440 долл., что принесло потребителям дополнительный выигрыш в размере области (а + b + с +d). Норвежские производители, наоборот, понесли потери (область а). В проигрыше оказалось и государство, поскольку оно потеряло все доходы, которые оно раньше имело от таможенного тарифа (область с +f).

Наш пример показывает, что присоединение к таможенному союзу принесло Норвегии как дополнительный выигрыш (область b + d), так и дополнительный проигрыш (область f). Другими словами, страна может как выиграть (если f< b + d), так и проиграть (если f > b + d). Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с третьими странами.

Рисунок 3.46 наглядно показывает, при каких условиях можно ожидать выигрыша от присоединения к таможенному союзу: во-первых, если в данной стране спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью, во-вторых, если присоединение к таможенному союзу приведет к значительному снижению внутренних цен в стране; наконец, в-третьих, если меньше разница в уровне цен в странах-партнерах по союзу и в третьих странах. В целом, выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Таможенный тариф (customs tariff) - перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым, экспортируемым или транзитным товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина (customs duty) - государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны.

Специфическая пошлина (specific duty) - таможенная пошлина, размер которой определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта (веса, площади, объема и т.д.).

Адвалорная пошлина (ad valorem duty) - таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара.

Фактический уровень таможенной защиты (effective rate of protection) - величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в данной отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Оптимальная ставка тарифа (optimal rate of protection) - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния в случае монопсонии (оптимальный тариф на импорт) или монополия (оптимальный тариф на экспорт).

Зона свободной торговли (free trade area) - соглашение между странами, участники которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют национальные таможенные тарифы по отношению к третьим странам.

Таможенный союз (customs union) - соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Учебно-методические материалы

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Причины государственного регулирования внешней торговли.

2. Теория таможенного тарифа.

2.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей. Рост цен импортных и отечественных товаров. Сокращение выигрыша потребителей.

2.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей.

2.3. Фактический уровень защитного тарифа. Воздействие тарифной системы на величину добавленной стоимости единицы продукции.

2.4. Тариф как доход государства.

2.5. Чистый эффект для страны от введения импортного тарифа.

2.6. Оптимальная ставка импортного тарифа. Ситуация монопсонии на мировом рынке.

3. Таможенный тариф на экспорт: причины использования и влияние на благосостояние. Оптимальный экспортный тариф.

4. Координация тарифной политики между странами. Зона свободной торговли и таможенный союз.

Литература:

1. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М„ 1992. Главы 6,7,8.

2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. М., 1997. 4.1, гл.б.

3. Кругман П. P., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. Глава 9.

4. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Глава 37.

5. Макконнел л К., Брю С. Экономикс: принципы проблемы и политика. М., 1992. Глава 39.

6.Дэниэлс Дж. Д., Радеба Л. X. Международный бизнес. М., 1994. Глава 5.

7. Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М., 1996. Глава 2, с.ЗЗ-48.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Экономическое благосостояние страны при введении импортных пошлин всегда выше, чем в условиях свободной международной торговли"?

2. Объясните, почему при наличии таможенного тарифа на импорт некоторые отрасли могут иметь отрицательный фактический уровень таможенной защиты.

3. Предположим, что две страны, торгующие между собой, ввели абсолютно одинаковые таможенные тарифы на импорт. Возникнут ли в этом случае чистые потери благосостояния и если да, то будут ли эти потери одинаковыми в обеих странах? (При ответе исходите из того, что рынки являются конкурентными.)

4. В результате экономических и политических реформ, происшедших в 90-х годах в странах Восточной Европы, широко обсуждается вопрос о возможности присоединения некоторых из этих стран к Европейскому Союзу. Обсудите потенциальные экономические выгоды и издержки такого расширения ЕС с точки зрения:

а) стран Восточной Европы;

б) стран Западной Европы;

в) стран СНГ.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Небольшая страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна 10. Кривая внутреннего предложения товара Х в этой стране определяется уравнением: S = 50 + 5Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 400 - 10Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере 5 за каждую единицу товара X. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей товара Заданной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

2. Бразилия вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долл. за тонну. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

а) выигрыш бразильских потребителей от введения тарифа;

б) потери бразильских производителей от введения тарифа;

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;

г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния Бразилии.

3. Предположим, что страна А производит самолеты. Цена одного самолета на внутреннем рынке - 60 млн. долл. 50% материалов и комплектующих деталей, необходимых для производства самолетов, закупается за границей. Доля стоимости импортных комплектующих в цене конечной продукции составляет 25%. Предположим, что в целях защиты национальных производителей и поддержания занятости страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставка таможенной пошлины на импортный самолет составляет 15%, а на импортные материалы и комплектующие, используемые в самолетостроении - 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране А?

ТЕСТЫ

1. Введение страной незапрещающего таможенного тарифа на импорт:

а) всегда ухудшает ее благосостояние;

б) всегда ухудшает благосостояние потребителей в этой стране;

в) всегда приносит дополнительный выигрыш производителям в импортозамещающих отраслях;

г) всегда приносит дополнительный доход государству;

д) все перечисленные выше ответы верны;

е) все перечисленные выше ответы верны, кроме ответа а).

2. Фактический уровень таможенной защиты в отношении конечной продукции при прочих равных условиях повысится, если:

а) повысится ставка таможенной пошлины на импорт конкурирующей конечной продукции;

б) повысится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

в) понизится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

г) верно а) и б);

д) верно а) и в).

3. Таможенный тариф на импорт увеличит уровень благосостояния нации, если:

а) он вводится небольшой страной для защиты от конкуренции со стороны крупной страны; б) ставка таможенной пошлины на сырье и материалы ниже чем на конечную продукцию;

в) страна, вводящая тариф, занимает монопольное положение как импортер;

г) страна, на импорт из которой вводится таможенный тариф, занимает монопольное положение на мировом рынке как экспортер.

4. Предположим, что цены в зоне свободной торговли превышают мировой уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к зоне свободной торговли будет тем выше, чем

а) более эластичен спрос на импорт в этой стране;

б) менее эластичен спрос на импорт в этой стране;

в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

г) больше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

д) ответы а) и в) верны;

е) ответы в) и г) верны.

ОТВЕТЫ:

Задачи и упражнения:

1. а) -1375; б) 562,5; в) 625; г) -187,5.

2. а) 140 млн. долл.; б) 420 млн. долл.; в) 240 млн. долл.; г) -40 млн. долл.

1. е); 2. д); 3. в); 4. д).

ГЛАВА 4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1. Квотирование.

2. Добровольные экспортные ограничения.

3. Экспортные субсидии.

4. Демпинг.

5. Международные картели.

6. Экономические санкции.

7. Аргументы за и против протекционизма.

В предыдущей главе были рассмотрены экономические последствия применения основных форм тарифного регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений "уругвайского" раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и.Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные

пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

КВОТИРОВАНИЕ

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (Так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рисунок 4.1, где Dd - спрос на зерно в данной стране, a Sd- внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do - So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S„ но одновременно спрос сокращается до D .

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут Потери (область а+Ь+с+d+ е). Отечественным производителям ведение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают водить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ

одна из доходных статей государственного бюджета. Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин, пограничных налоговых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнями товаров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов. В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы лицензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

Словарь финансовых терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ
    - поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ
    - поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров …
  • ДОХОДЫ
    важнейший экономический показатель работы предприятий, фирм и других организаций, отражающий их финансовые поступления от всех видов …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    ФОРМАЛЬНОСТИ - выполнение лицом, перемещающим через таможенную границу данной страны товары и транспортные средства, необходимых процедур, включающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного, …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ - вид таможенных сборов за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ - вид таможенных сборов, которые взимаются в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - вид таможенных сборов в национальной и (или) иностранной валюте, взимаемых за таможенное оформление товаров или …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ - обязательные и необязательные, постоянные и временные взносы (статистические, марочные, лицензионные, бандерольные, за пломбирование, штемпели-рование, складирование и сохранность товаров …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОЦЕДУРЫ - осуществление контроля за соблюдением порядка перемещения товаров и имущества; досмотр предметов; оформление таможенных документов; наложение таможенных обеспечении; проверка …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРЕСТУПЛЕНИЯ - контрабанда, умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, совершение которых …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОНАРУШЕНИЯ - см НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖИ - различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - составляющие единую систему правоохранительные органы Российской Федерации, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. В единую систему …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ЛЬГОТЫ - преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. В …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ЛАБОРАТОРИИ - лаборатории, создаваемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ДОХОДЫ - поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т.д. образуются в результате таможенного обложения товаров, …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ - см ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНЫЕ - см. ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЕ - см ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    РЕАЛЬНЫЕ - см. РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ПЕРВИЧНЫЕ - см. ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ - средства, полученные в отчетном периоде, но относящиеся согласно бухгалтерской отчетности к будущим отчетным периодам. Это вперед полученная …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    Таможенные пошлины - Т. (по старинному - таможные, от татарскогослова тамга - печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов ипредставляют …
  • ДОХОДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или Желания — мыс на сев.-вост. оконечности о-ва Новой Земли. Получил свое название от того, что до него только доходят …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    ТАМ́ОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, ден. сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАМ́ОЖЕННЫЕ КНИГИ, в России 16 в. - 1754 в местных таможнях; ежедн. записи (результаты досмотра, оценка товаров, уплата …
  • ДОХОДЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОХ́ОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, доходы гос-ва, используемые для осуществления его функций. Формируются гл. обр. за счёт налогов, в т.ч. подоходного налога, займов …
  • ДОХОДЫ
    или Желания? мыс на северо-восточной оконечности острова Новой Земли. Получил свое название оттого, что до него только доходят суда …
  • ДОХОДЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ДОХОДЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ДОХОДЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в Однотомном большом юридическом словаре:
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в Большом юридическом словаре:
    - все виды платежей, взимаемых таможенными органами РФ при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ в Словаре финансовых терминов:
    систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами. ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ являются классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ устанавливаются на национальном уровне, …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Словаре финансовых терминов:
    денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, …
  • ИМПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Словаре финансовых терминов:
    по законодательству РФ устанавливаются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров и оплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I T. (по-старинному — таможные от татарского слова тамга — печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою …
  • МОНАСТЫРСКИЕ ВОТЧИНЫ И ДОХОДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в России). — В. А. Милютин не допускает существования зем. владений м-рей раньше XI в.; проф. М. Горчаков полагает, что …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? T. (по-старинному? таможные от татарского слова тамга? печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою …
  • МОНАСТЫРСКИЕ ВОТЧИНЫ И ДОХОДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в России) . ? В. А. Милютин не допускает существования зем. владений м-рей раньше XI в.; проф. М. …
  • ТАМОЖНЯ
    (от тамга) , государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и …
  • СССР. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и кредит Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и …
  • СССР. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    народа Неуклонный подъём уровня жизни народа является закономерностью социалистического общества, выражением основного экономического закона социализма. Это - экономическая необходимость, …
  • ФИСК В ЮРИСПРУДЕНЦИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в эпоху Римской империи). Значение слова и эволюция понятия. Первоначальное значение слова fiscus — корзина, преимущественно такая, где хранились деньги, …
  • ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ СТАТИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет целью выяснение общего хода развития промышленности данной страны или по крайней мере наиболее существенных и характерных проявлений этого развития. …
  • ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Слово "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифы (см.) близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива …
  • РОСПИСЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I есть счетное выражение, на известный срок, плана ведения финансового хозяйства. В этом смысле Р. есть только приложение бюджетного закона …

Министерство образования и науки РФ

«Марийский государственный технический университет»

Кафедра экономики и финансов

Курсовая работа

по дисциплине Финансы

Таможенные доходы как источник доходов бюджета

Введение………………………………………………………………….…….....….3

1. Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей………………………………………………………………………………….....6

1.1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. ……….....…..…6

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере…………....….…8

1.3. Экономическая сущность и характеристика таможенных платежей...…....13

1.4. Особенности уплаты таможенных платежей в различных таможенных режимах………………………………………………………………………...…...19

2. Таможенные платежи как доходная статья федерального бюджета…..…....30

2.1. Понятие и структура федерального бюджета………………………….....….30

2.2. Методика определения таможенных доходов…………………………....….33

2.3. Факторы, влияющие на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет……………………………………………………………...….34

3. Организация таможенного дела в Российской Федерации………………...…38

3.1. Характеристика единой системы таможенных органов России…….……...38

3.2. Таможенная инфраструктура в организации и осуществлении таможенного дела…………………………………………………………………………….…….43

3.3. Система состояния таможенного дела РФ в современных условиях……...49

Заключение…………………………………………………………………….........55

Практическая часть……………………………………………………………...…58

Список используемой литературы……………………………………………...…81

Введение.

Таможенная служба России на современном этапе развития государства играет все возрастающую роль. Сегодня таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль; производство по делам об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, выполняют целый ряд иных важнейших функций.

Основными целями деятельности таможенной службы являются формирование доходной части федерального бюджета и борьба с правонарушениями в области таможенного дела, т.е. правоохранительная деятельность.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему таможенных органов в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, определить факторы, оказывающие влияние на объемы таможенных доходов;

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

    исследовать сущностные характеристики таможенной пошлины

    изучить положения таможенного законодательства РФ по вопросам порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;

    проанализировать функционирование механизма обеспечения уплаты таможенных платежей;

Объектом исследования выступает система таможенных платежей Российской Федерации как основной регулятор внешнеэкономической деятельности и фискальный инструмент государства.

Импорт необходим любой стране для получения продуктов, не производимых в стране, продуктов, эффективность производства которых ниже, чем в других странах, или при существовании повышенного спроса внутри страны на определенные товары.

На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Практика развитых стран свидетельствует о том, что их таможенные системы нацелены главным образом на решение стратегических задач, иными словами, на выполнение протекционистской функции, а приоритет тактических задач, как известно, присущ переходным и развивающимся экономикам. Он обусловлен либо резким сокращением налоговых доходов от внутренней экономики, либо их хроническим недостатком.

В России, особенно в последнее десятилетние, приоритетной функцией таможенной деятельности является фискальная, выполнение которой становится все более проблематичным. Это объясняется не только динамикой экономических процессов, но и требованиями Всемирной Торговой Организации и Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Российская Федерация в некоторых случаях вынуждена снижать таможенные тарифы.

Огромные суммы федеральный бюджет недополучает из-за несовершенства российского таможенного законодательства. При этом проблема заключается не столько в существовании пробелов, порождающих самодеятельность таможенных органов, а в самом подходе к взиманию таможенных платежей.

Возникает необходимость пересмотреть позиции по вопросам доминирования фискальной функции таможенных платежей и, следовательно, таможенных органов. Этому также способствует динамика экономических процессов и требования Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

В связи со сказанным выше особую актуальность обретают сегодня вопросы, связанные с решением проблем совершенствования таможенных платежей в России, как важнейшего источника формирования доходов федерального бюджета.

Выявление и оценка факторов формирования таможенных платежей в Российской Федерации предполагает анализ динамики и структуры импортных и экспортных операций в России, поскольку именно эти операции обеспечивают возможность взимания пошлин, сборов, НДС и акцизов.

    Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей

1.1. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера, и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики:

Протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввозимые товары;

Свободная торговля, основная особенность которой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле.

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совершенной конкуренции в международной торговле не существует.

В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы:

Временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

Введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

Протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы;

Необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере.

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК РФ отдельную главу (ст. 337 -347 гл. 31). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Следует отметить, что порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в гл. 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 НК РФ: "В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации".

Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.

При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России повышался, но не удовлетворялся спрос на потребительские и промышленные товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, – это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор. В этот период формируются фритредерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сборов.

Фритредеры считали, что каждая страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые требуют в абсолютном выражении меньше затрат труда, чем в других странах, и обменивать их на другие товары, которые с наименьшими затратами производятся в этих странах. Представители фритредерского направления в России отстаивали политику свободной торговли, а не покровительства русской промышленности, которая продолжает производить товары дороже иностранных, что препятствует росту потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России.

Фискальные интересы абсолютистского государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного потребления.

Увеличение таможенного дохода казны было незначительным. В период 1857 – 1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного облегчения тарифа. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности. Понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов казны.

Согласно таможенной политике 1870-х гг. тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства. В 1875 г. торговый баланс России был пассивным. Для выравнивания баланса в 1876 г. было решено брать пошлины не в бумажных деньгах, а в золотой валюте. В 1888 г. пошлины повысили на 10 – 20%, а в 1890 г. – еще на 20%. Все это снизило привоз товаров из-за границы и сделало торговый баланс активным.

Повышение ввозных пошлин пополняло казну и имело покровительственное значение для русской промышленности.

Главной частью таможенного дохода являлись таможенные пошлины с привозных товаров.

Основное усилие во внешней торговле перемещается на Дальний Восток в Приморскую область и Среднюю Азию. Удвоили таможенный доход таможни русско-германской границы.

В два раза увеличился сбор пошлин и соответственно таможенный доход на Одесской таможне, которая является третьей в списке ведущих таможен России по таможенному доходу. Таможенные доходы занимали второе место в косвенных доходах государства. Растут таможенные доходы в начале XX в. и существенно пополняется государственная казна России.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений