В маи появилась новая выпускающая кафедра по системам жизнеобеспечения, аэрокосмической медицине и экологической безопасности.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя Дружилов Сергей Александрович

Вузовские традиции и роль кафедры

Согласно Болонскому процессу абитуриент поступает теперь в вуз не на определенную специальность, а на так называемую «программу направления подготовки» бакалавра. При этом за каждой кафедрой закрепляется определенный содержательный фрагмент программы.

В новых условиях важно не потерять сложившейся роли выпускающей (профилирующей) кафедры, которая отвечает за специализацию студентов, координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом.

Связь с профессиональной средой должна реализовываться, прежде всего, через прохождение производственной практики в соответствующих подразделениях предприятий, в ходе которой студенты приобретают первый опыт решения профессиональных задач, взаимодействуют с членами профессионального сообщества.

Приходится констатировать, что в последние годы снижаются возможности прохождения полноценной производственной практики, являющейся необходимым условием профессиональной подготовки в вузе.

Профилирующая кафедра занимает особое место среди других кафедр, задействованных в образовательном процессе. Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограничиваются созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).

Выпускающая кафедра осуществляет реализацию заложенной в ФГОС модели компетентности выпускника вуза, которая может быть представлена в совокупности его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

В психологии труда понятием «компетентность» определяется глубина и характер осведомленности субъекта относительно профессионального труда и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации своей квалификации.

Профессиональная компетентность (профкомпетентность) определяется с двух сторон. В узком смысле она включает в себя знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности и общении. В широком смысле профкомпетентность определяет уровень успешности взаимодействия с социальной и профессиональной средой.

Реализация направляющей роли профилирующей кафедры в процессе обучения в вузе позволяет обеспечить формирование следующих видов профессиональной компетентности, изначально соотносимых А.К. Марковой с различными аспектами зрелости специалиста:

а) специальная профкомпетентность – владение специальными знаниями, а также умение применить их для практического решения профессиональных задач;

б) социальная профкомпетентность – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, а также профессиональной этикой и принятыми в профессиональном сообществе приемами делового общения;

в) личностная профкомпетентность – владение приемлемыми для профессионального сообщества способами самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности;

г) индивидуальная – характеризует владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и т.п. [Маркова А.К., 1996].

Кроме того, в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности предстает сформированная в вузе способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в деятельности.

Но не возможно сформировать необходимые компетенции у студента, если их не имеет преподаватель, если это, всего лишь, «предметник», не имеющий ни каких собственных наработок ни по учебным дисциплинам, которые он ведет на кафедре («читаю студентам, что сам в учебнике прочитал»), ни и по педагогике и психологии высшей школы («читаю так, как умею и как мне удобнее»). Студенты все «съедят»…

Компетентностный подход предполагает, что цели, стоящие перед образовательной системой, определяются не внутри системы, а диктуются извне – рынком труда в той форме, в какой он сложился. Лишь выпускающая кафедра, имеющая свои традиции, сложившиеся связи с производственными предприятиями, – и занимающими на них ключевые позиции выпускниками прежних лет, – на основе постоянного мониторинга в состоянии формулировать (и корректировать) требования не только к специальным, но и социальным компетенциям своих выпускников.

Внерыночная оценка компетентности студента затруднительна, поскольку он еще не успел столкнуться с профессиональной сферой и невозможно оценить его результативность. Лишь отдельные компоненты компетентности, связанные со знаниями и некоторыми умениями могут быть диагностированы. Однако в целом компетентность, в отличие от квалификации, плохо поддается диагностике в ходе традиционных «монодисциплинарных» экзаменов (будь то традиционная, либо тестовая форма). Значительно эффективней являются выпускные экзамены, ориентированные на решение экзаменуемым некоторой комплексной задачи, требующей понимания междисциплинарных связей и проявления умения принимать, обосновывать и воплощать решения в конкретных условиях. И такой подход показал свою эффективность. Однако с введением бакалавриата тут же появились тенденции ввести вместо комплексного выпускного государственного экзамена – тестирование наподобие школьного ЕГЭ [Резникова, Петлевой, 2011].

Для оценки профессиональной компетентности эффективной является итоговая аттестация выпускника в форме защиты перед авторитетной комиссией дипломного проекта (или дипломной работы) работы. И эту работу не следует сводить к совокупности курсовых работ объединенных под одной обложкой.

В традициях российской высшей школы – формирование Личности профессионала как результат взаимодействия опытного преподавателя, -Учителя, со студентом при выполнении НИРС, курсовых и, особенно, дипломных работ. На примерах высокого профессионализма, увлеченности, креативности и высокой нравственности профессоров и доцентов профильных кафедр всегда формировалась личностная и индивидуальная компетентность выпускников.

Важнейшим условием качественной подготовки в вузе является наличие необходимой квалификации у преподавателей. Труд преподавателя вуза относится к сложной профессиональной деятельности, которой присущи все характеризующие ее признаки.

К таковым относятся: общественная необходимость профессии; исторические традиции ее «воспроизводства»; специализация в определенной отрасли знаний; необходимость длительной подготовки; соответствующий социальный статус и др.

Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации. Нужны годы работы на кафедре, вызывающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества (научно-педагогической школы), выполнения научнометодических разработок, приобретение психолого-педагогических знаний и опыта.

Но с сожалением и горечью приходится констатировать, что сначала 2000-х годов происходят негативные изменения преподавательского состава кафедр. Этот процесс идет одновременно в нескольких направлениях.

Первое направление – связано с естественным уходом (по причинам возраста болезней) наиболее талантливых и квалифицированных преподавателей, отдававших все свои силы взращиванию из студентов настоящих специалистов и считавших это делом своей жизни. Они горели сами, и зажигали своим талантом других.

В то же время весьма посредственные преподаватели, несмотря на преклонный возраст и ослабевшее здоровьем,– всеми «правдами и неправдами стремятся удержаться на кафедре, вытесняя более молодых и способных конкурентов. Для них работа на кафедре – всего лишь возможность дополнительного (к пенсии) заработка, а студенты воспринимаются уже не как ученики, а «объекта деятельности», становящимся средством достижения их эгоцентрических целей. Здесь имеет место даже не профессиональные деформации, а профессиональные деструкции [Дружилов, 2011 (а)].

Второе направление – связано с некоторым омолаживанием состава кафедр. Но это омолаживание в последние полтора десятилетия происходит весьма своеобразно. Снижение престижность труда ученого и преподавателя вуза, низкий уровень оплаты труда и убогость «соцпакета», чрезвычайно низкая эффективность аспирантуры – все это привело к тому, что на преподавательскую работу все в большей степени после окончания вуза остаются девочки-выпускницы кафедры.

Как правило, на кафедре остаются те представительницы «прекрасной половины человечества», которые были очень «слабенькими» студентками, поэтому не рассчитывают найти себя при работе по специальности в иных местах. Имеющаяся материальная поддержка (на первых порах – родителей, затем – мужа) позволяют им вполне сносно «существовать» вначале на зарплату ассистента, а вскоре – и старшего преподавателя. Исполнительность и аккуратность, снисходительность к ним бывших учителей (а ныне – коллег по кафедре) позволяет им не только получать некоторые привилегии на кафедре в виде «выгодной» учебной нагрузки, но и постепенно двигаться по карьерным ступенькам. Сначала помощник ученого секретаря кафедры – а вот уже и сама ученый секретарь, затем – заместитель декана – член методического совета – заместитель заведующего кафедрой – член ученого совета и т.д. И бывшие учителя дают им такую своеобразную индульгенцию за слабое знание предмета: «Ну что с нее возьмешь? Все равно ничего не умеет… А лабораторные занятия лучше я проведу один». Кто-то закончит аспирантуру и даже защитит диссертацию в родном университетском совете.

А кто-то и без диссертации через n-лет успешной работы и общественной активности получит должность доцента и почетное звание Заслуженного работника высшей школы.

Автор этих строк отнюдь не является женоненавистником. Довел до кандидатской степени не одну свою ученицу, и знает, что порой среди них встречаются настоящие умницы. Но сейчас разговор о других – и о более общей проблеме. О проблеме, которую можно назвать феминизацией высшей школы.

Всем известно, что в школе учителями работают, в основном, женщины. Наверное, это замечательно – для начальных классов. Как в детском садике очень хорошо, что воспитательница – женщина. Хорошая воспитательница для ребенка – почти мама, во всяком случае, на насколько дневных часов, пока мама на работе. Но преобладание, если не сказать, «засилье» женщин-педагогов в средних и старших классах школы – это уже проблема, которая признается обществом. Признается, но изменить ситуацию уже нельзя: «так сложилось.».

В вузах процесс феминизации запущен лет двадцать назад – когда «в лихие» 1990-е годы мужская часть выпускников вуза, молодые парни -категорически отказывались оставаться работать на кафедре. Сейчас результатом этого процесса стало преобладание женщин преподавателей на большинстве кафедр вузов. И не только общеобразовательных и гуманитарных кафедр: психологии, социологии, экономики, социальной работы и т.д., где мужчина-преподаватель уже стал редким исключением.

Нет, это не «мужененавистничество», это естественный процесс выживания этих людей в кафедральной «нише» вуза в условиях экономического и социального неблагополучия. А выживать легче среди себе подобных. Да и специфика женских коллективов – особая.

Автор этих строк встречался в своей практике с ситуациями, когда даже на кафедрах, связанных с сугубо «мужскими» (объективно – тяжелыми) специальностями, такими как литейное производство, металлургия черных и цветных металлов, электрометаллургия, обработка металлов давлением, инженерные конструкции, горная электромеханика доля женщин среди профессорско-преподавательского состава достигала 60 % и выше.

И не важно, что они не видели вблизи металлургическую печь, не бывали в литейном отделении, что 90 % их студентов – парни. Зато этих крепких парней учат (или руководят их обучением) очаровательные женщины, с ученой степенью по их будущей специальности. Как говорил Томас Л. Мартин, профессор электротехники и вычислительной техники Инженерного колледжа в Вирджинии (США), «Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. Кто не умеет учить, становится деканом» (приводится по [Душенко, 2001, с. 151]). И эта истина не имеет гендерных различий.

Приходится констатировать, что феминизация высшей школы приобретает все более гипертрофированный, уродливый характер.

И, наконец, третье направление качественного ухудшения кадрового состава кафедр. Оно связано с «выдавливанием» наиболее квалифицированных, работоспособных и продуктивных (в науке) преподавателей с ученой степенью кандидата наук и хорошим заделом. Как же такое может происходить, что квалифицированные, перспективные и полезные для кафедры преподаватели вынуждены покинуть ее?

Это люди воспринимаются как «потенциально опасные» («конкуренты») для их коллег, входящих в указанные выше группы. В условиях кризиса сохранить свое рабочее место, свой заработок – значит избавиться от конкурента. А дальше все просто: согласно Закону по окончании трудового договора (обычно – пятилетнего) преподаватель должен пройти процедуру конкурсного отбора. Избрание (либо не избрание) по конкурсу (даже если на вакантное место подано одно заявление) осуществляется по результатам тайного голосования – простым большинством. А машина голосования – это страшная сила!

Вновь вернемся к вводимой двухуровневой («болонской») системе подготовки в вузе, – но уже с позиций кафедры как основного структурного подразделения высшей школы, «субстрата» научно-педагогической школы.

Эта система обучения в вузе (в российской ее интерпретации) подразумевает после 3,5-4-х лет выпуск до 80 % студентов с дипломами бакалавра. Предполагается, что остальные студенты будут доучиваться еще 2 года как научные работники (магистр – это ученая степень, предполагает защиту магистерской диссертации). И здесь просматриваются два основных момента. Во-первых, выдача государством разрешения на открытие магистратуры сопровождается рядом трудновыполнимых для большинства кафедр (особенно в провинциальных вузах) условий:

А это на практике означает, что после вступления в силу нового закона об образовании, магистратура будет сосредоточена в центральных (федеральных и исследовательских университетах), активно ведущих исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество обучения. Провинциальные же вузы ограничатся подготовкой бакалавров, причем 2-2,5 года эта подготовка будет осуществляться в общем потоке для всех студентов выбранного направления подготовки.

В рамках «направления подготовки» бакалавров согласно ФГОС содержится 1,5 десятка и более «профилей», которые ранее, в рамках специалитета, готовились выпускающими кафедрами.

И лишь последний период обучения бакалавров (год-полтора), связанного с изучением вариативной (и в меньшей степени – базовой) части профессионального цикла дисциплин и выполнения квалификационной (бакалаврской) работы осуществляется на выпускающей кафедре. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор Л.И. Волчкевич прогнозируют, что «крупномасштабное уменьшение студенческого контингента на старших курсах вызовет эквивалентное сокращение учебной нагрузки выпускающих кафедр (до 2,5 раза). Штаты сокращаются до семи-восьми единиц» [Волчкевич, 2011].

Однако, подчеркивает указанный эксперт, – это «доказано десятилетиями! -для подготовки профессионалов высокого класса, будь то магистры или специалисты, необходима команда не менее 16-18 человек. Худосочная группка из семи-восьми человек на это не способна» [Там же].

В новых условиях выпускающая учебная кафедра, или то, что от нее осталось – уже объективно в подавляющем большинстве случаев уже объективно не может быть ««субстратом» научно-педагогической школы. Особенно с учетом специфики сумевшего «удержаться» здесь преподавательского состава.

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Игры, в которые играет Я автора Калинаускас Игорь Николаевич

ИГРА ТРАДИЦИИ Что есть закономерность (предсказуемое сцепление событий) не как логическое знание, а как субъективное переживание? Для субъекта именно взаимоотношение с понятием «закономерность» определяет, каким путем он приходит (или не приходит) к ощущению себя как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

7. Мистические традиции христианства Одним из главных корней трансперсональной психологии на Западе является христианский мистицизм, который считается основой христианской теологии и практики. Ему присущи следующие черты:1. Бог понимается в качестве внутренне

Из книги Танатология - наука о смерти автора Рязанцев Сергей Валентинович

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Эпизод первый. Играю роль. Какую роль?! Стоп-кадр. Разгадка рукопожатия Театр, как известно, начинается с вешалки. Путь к успеху начинается с того, правильно ли вы поздоровались с работодателем, своим шефом, президентом, коллегой, бывшим любовником и т. д. Сейчас в обществе

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Традиции или современность Как мы обычно говорим о людях, проживающих вместе: «они расписаны» или «живут просто так». Абсолютный бред. Современность насчитывает столько вариативных названий брака, что не запомнишь. Конечно, такое «разнообразие» имен придумали не

Из книги Реально работающий проект. Счастье. Мечты. План. Новая жизнь автора Смирнова Любовь Н.

Сохраняем и преумножаем традиции Я всегда считала, что хорошо укрепляют отношения в семье какие-либо семейные традиции. Это может быть ежедневный совместный ужин всей семьей или воскресный обед, регулярные совместные прогулки или выезд на природу. Когда вы находитесь

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

Сновидения в традиции предков Гарриет Табмен (1822–1913) является культовой фигурой в американской истории – беглая рабыня с восточного побережья Мэриленда, которая не раз возвращалась обратно на юг, бросая вызов всем опасностям, чтобы освободить таких же рабов, как она

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Кафедры и поэты Мало-помалу его теории принесли ему славу, что привело его в 1909 году к получению кафедры в Пражском университете. В 1913 году, перед началом Первой мировой войны, он был избран членом Прусской академии наук. Обосновался в Берлине, где был назначен

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Традиции Великих Религий А все потому, что когда сие все было, так сказать, психотехнологически смоделировано, оказалось, что в основе всего этого лежат буддистские и индуистские традиции. И именно их я и буду далее «психотерапевтически» излагать, снабжая (однако)

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

Трансцендентность в буддийской традиции А теперь отведем свой взор от высокодуховных теорий и обратимся, так сказать, к практике буддизма, довольно хорошо изучившему трансцендентность.Так вот, для нас крайне важно то, что в нем наличествуют три главных традиции (из

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Народные традиции Истоки перинатальной психологии уходят в глубину веков. Народные традиции разных стран с особым вниманием относились к положению женщины, ожидавшей рождения ребенка. В этих традициях заложены глубокие знания житейской психологии. Пренатальный период

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Научные традиции Перинатальная психология первоначально появилась в рамках психоаналитических моделей Г. Х. Грабера – ученика З. Фрейда, в рамках психологии развития Р. Шиндлера и эмбриологии Э. Блехшмидта. В начале XX в. З. Фрейд обращал внимание на события периода

Из книги автора

Три традиции в американском образовании Коль скоро тесты нередко становятся непреодолимым препятствием для людей, работающих на пределе своих возможностей, а низкие баллы по тестам не дают им возможности следовать своим целям, то невольно задаешься вопросом, какой вид

Из книги автора

6.4.1. Психоаналитические традиции Изучение стратегий преодоления уходит корнями в психоаналитическое описание защитных механизмов, которые обычно направлены на внутриличностные конфликты. A. Freud определяет защитные механизмы как способы, которые применяет Эго (Я)

При выполнении этой темы студенту необходимо в реферате ответить на следующие вопросы:

1) назначение отрасли;

2) какие основные виды групп услуг вы знаете, которые, по вашему мнению, необходимо развивать в нашем городе, крае?

3) какими видами услуг вы бы хотели воспользоваться в стенах нашего университета?

4) почему экономистам по учету необходимо знать отрасль?

5) что привлекательного в работе на предприятиях, где я предполагаю работать?

6) каким образом работники учета могут влиять на улучшение работы предприятия?

Тема 6. Система высшего образования в стране

Реферат по этой теме должен осветить следующие основные вопросы:

1) что вы считаете системой высшего образования в стране?

2) какие основные виды вузов знаете?

3) что такое номенклатура специальностей?

4) для чего нужна специализация?

5) какие основные положения перестройки высшего образования в стране понятны, какие – нет и почему?

6) примерная структура института и факультета;

7) кафедра и ее структура.

Тема 7. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

При раскрытии темы этого реферата можно остановиться на следующих основных вопросах:

1) характеристика университета и история его развития;

2) основные направления работы в университете;

3) структура Владивостокского государственного университета: ректорат и совет университета;

4) общественные организации и их структурные органы, работающие в университете;

5) внутренний распорядок в университете.

Тема 8. Выпускающая кафедра, ее роль в подготовке специалистов высшего образования

Рефераты по этой теме должны ответить на следующие вопросы:

1) место выпускающей кафедры в структуре факультета и университета;

2) состав кафедры;

3) основные дисциплины, изучаемые на кафедре;

4) работа выпускающей кафедры со студентами;

5) связь кафедры с производством;

6) работа кафедры по подготовке специалистов для отрасли.

Выше – стр.14 и 15

Тема 9. Учебный процесс и основы его организации

Подготовка рефератов по этой теме должна идти путем раскрытия следующих основных вопросов:

1) учебный процесс и его содержание, возрастающая роль самостоятельной работы студентов;

2) виды аудиторных и индивидуальных занятий с преподавателями;

3) лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, консультации, деловые игры, курсовые и дипломные работы;

4) виды контроля и оценки знаний студентов, что из себя представляет периодический (текущий) контроль?

5) бюджет времени студента, как он рассчитывается и распределяется?

Тема 10. Права и обязанности студентов

Тему этого реферата можно раскрыть путем освещения следующих вопросов:

1) почему необходимо знать права и обязанности студентов?

2) какие требования к студентам наиболее трудны для исполнения и чем это вызвано?

3) что необходимо предпринять для расширения прав студентов?

4) какие требования необходимо усилить в области обязанностей студентов?

Тема 11. Научно-исследовательская работа в университете

Рефераты по этой теме должны осветить следующие вопросы:

1) основные научные исследования, проводимые в нашем университете;

2) научно-исследовательская работа, которая проводилась или проводится на кафедре (факультете);

3) какие имеются результаты, ваше отношение к направленности проводимых исследований?

4) формы вашего участия в научной работе кафедры, факультета, института;

5) права студентов, активно участвующих в научных исследованиях.

Кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» появилась в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) в начале 2017 года. Однако за плечами у неё довольно богатая история. Она стала преемницей сразу двух кафедр МАИ, существовавших в вузе ещё с советских времён. Одна из них - кафедра 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности», которая входила в состав Инженерно-экономического института МАИ, была основана в 1945 году, вторая - 607 «Системы жизнеобеспечения» факультета № 6 «Аэрокосмический», была создана в 1970 году.

На Учёном совете МАИ обе кафедры были реорганизованы, а на их базе создана новая, которая стала основной выпускающей по направлениям подготовки, связанным с системами обеспечения жизнедеятельности пилотируемых космических аппаратов и экологической безопасностью аэрокосмической деятельности. О развитии кафедры мы поговорили с её заведующим, кандидатом экономических наук, доцентом, Почётным работником высшего профессионального образования России Андреем Сорокиным.

Андрей Евгениевич, в 2017 в МАИ произошло слияние двух кафедр, входивших в состав разных факультетов,в одну. Как теперь удаётся в рамках кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический» МАИ объять область инженерных наук медицины, физиологии, психологии и экологии?

По предложению коллективов кафедр 607 и 503 Ученый совет МАИ принял решение назвать объединенную кафедру: кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический». Такое решение не является случайным.

Современные производства, современные самолеты, ракетно-космические комплексы являются системами «человек - машина». Для эффективной работы такой системы при их создании необходимо:

  • обеспечить жизнь человека, в том числе обеспечить его элементарные потребности;
  • создать условия для плодотворной деятельности человека;
  • снабдить человека средствами для плодотворной деятельности;
  • среда, окружающая человека, должна благоприятствовать его жизни и деятельности;
  • окружающая среда бывает неблагоприятной, порой агрессивной, в этом случае человека необходимо защитить, спасти.

Традиционно жизнеобеспечение, жизнедеятельность и безопасность человека рассматривались отдельно, не взаимосвязано. Жизнеобеспечение - отдельно, деятельностью человека занималась эргономика, безопасность также рассматривалась изолированно. Об экологии лет тридцать-сорок назад никто и не вспоминал. Сегодня такой подход неприемлем. В современном мире происходит конвергенция наук и технологий. Резко изменились условия производства и роль человека в производственных и технологических процессах. Производственные комплексы, летательные аппараты, будь то самолет, или космический корабль, станция должны рассматриваться как системы «человек - машина». Информационная перегрузка человека, неблагоприятные условия среды обитания для человека и многое другое, могут понизить эффективность, порой привести к срыву выполнения задачи, аварии или катастрофе с гибелью экипажа, персонала.

Сказанное выше диктует актуальность комплексного подхода к созданию технических систем, учитывающего человеческий фактор во всех его аспектах. Связь экологии с жизнеобеспечением, с безопасностью человека очевидна. Экология, как наука о взаимодействии природы и человека, рассматривает как воздействие человека и его деятельности на природу, так и воздействие окружающей среды на человека. В этом плане пилотируемый космический корабль следует считать эколого-технической системой. Интегрированными эколого-техническими системами будут и будущие обитаемые планетные базы. Зарождается новая научная область - космическая экология.

Объединение кафедр 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности» и 607 «Системы жизнеобеспечения» призвано обеспечить выпуск инженеров, бакалавров и магистров, снабженных знаниями о человеке, о природе, о технических системах, куда относятся летательные аппараты, ракетно-космические комплексы, производственные комплексы; понимающих взаимосвязи человека, его возможностей, с природой, с технической системой; практикующих системный, комплексный подход к проектированию, производству и эксплуатации технических систем, самолетов, пилотируемых космических аппаратов.

Комплексный подход требует от специалистов по разработке систем жизнеобеспечения перспективных пилотируемых космических комплексов глубоких знаний в области физиологии, основ медицины, экологии, естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и большого количества специальных дисциплин.

Объединённая кафедра 614 сохранила все направления подготовки (специальности) кафедр 503и 607. Никакой революции не свершилось. Учебные курсы и преподаваемые дисциплины сохранились, точно также, как и налаженный за долгие годы существования кафедр, учебный процесс. Теперь мы развиваемся под новым названием, но с актуализированными задачами. Главное для кафедры - выпуск высококвалифицированного инженера с широким кругом компетенций. Мы осуществляем подготовкув области проектирования, разработки и эксплуатации систем обеспечения жизнедеятельности, безопасности и спасения экипажей пилотируемых космических аппаратов, медицинского и инженерно-психологического обеспечения космических полётов, управления экологической безопасностью и обеспечения безопасных условий труда в аэрокосмической отрасли.

Нам удалось практически полностью сохранить кадровый потенциал реорганизованных кафедр, активно продолжают трудиться и нашли новые точки приложения своего уникального опыта такие признанные специалисты как профессора - Кудрявцева Н.С., Хаустов А.И., Строгонова Л.Б., Дайнов М.И., Бобе Л.С., Дворников М.В., Воронков Ю.И., Рожнов В.Ф., Алексеев В.А., Курмазенко Э.А., доценты -Пичулин В.С., Метечко Л.Б., Белозерова И.Н., Голованова Т.В., Курбатов Б.Е. и др., старшие преподаватели - Шангин И.А., Кабанов А.С., Юлдашев А.А. и др.

Особо хочу отметить весомый вклад в сохранение и развитие научно-образовательного потенциала объединенной кафедры: в области систем жизнеобеспечения -Пичулина Владимира Сергеевича, кандидата технических наук, доцента; в области экологической безопасности - Метечко Людмилы Борисовны, кандидата экономических наук, доцента.

С осени текущего года активно начался процесс омоложения состава научно-педагогических работников объединенной кафедры 614. Приняты на работу 4 работника в возрасте до 40 лет.

Именно направления кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» стали одними из самых востребованных в эту приёмную кампанию. Чем объясните такой невероятный интерес абитуриентов?

Специальности, связанные с экологией и жизнеобеспечением, крайне востребованы и пользуются популярностью не только в МАИ. Во многом это связано с современными потребностями кадрового рынка в таких специалистах. Что касается экологии... Для технологий это сейчас мейнстрим. Мы всё чаще слышим понятия «зелёное топливо», «зелёный самолёт». Развивается быстрыми темпами индустрия электромобилей. Взять ту же «Tesla». Не таким далёким будущим представляется и реализация концепции «более электрического самолёта». Кроме того, экология проникает и в, казалось бы, напрямую несвязанную с ней область ракетного двигателестроения. Например, на смену «Протону» приходит ракета-носитель «Ангара», модульный носитель, использующий в работе двигательных установок чистые компоненты топлива керосин-кислород, которые не причиняют большого вреда окружающей среде и не могут привести к экологическим катастрофам. Поэтому специалисты, которые разбираются в том, как защитить человека и окружающую его среду от техногенного воздействия, будут востребованы промышленностью. Это понимаем и мы, и абитуриенты.


Всё более востребованными становятся такие направления как жизнеобеспечение и биотехнологии. Биотехнологии стремительно развиваются не только в авиации и космонавтике, но и в реабилитационной индустрии. То есть получается, что кафедра даёт студенту широкий спектруникальных знаний сразу в нескольких областях - инженерных систем, космической медицины, экологии. Ребята очень охотно поступают на обучение по направлениям подготовки кафедры. Так, среди учащихся первого курса есть студенты, включённые в федеральный реестр одарённых детей России.

- По каким основным специальностям идёт подготовка на кафедре?

Направления подготовки, реализуемые кафедрой, приобрели особую актуальность в связи с Указом Президента Владимира Путина о проведении в 2017 году Года экологии. Мы готовим бакалавров по направлению «Биотехнические системы и технологии», профили «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Медико-техническое обеспечение ракетно-космических комплексов». Кроме того, кафедра выпускает бакалавров по направлению «Экология и природопользование», профили «Экологическая безопасность аэрокосмической деятельности», «Управление экологической безопасностью». Из стен МАИ, с нашей кафедры, выходят инженеры по специальности «Системы жизнеобеспечения, термостатирования и защиты ракетно-космических комплексов», а также магистры, обучавшиеся по программам: «Системы медико-технического и инженерно-психологического обеспечения ракетно-космических комплексов» и «Экологическая безопасность в авиастроении». Кроме того, возглавляемая мною кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации (аспирантура).

- Где смогут работать выпускники по окончании кафедры?

Знания, которые даёт МАИ и наша кафедра, открывают широкие горизонты перед маёвцами. Например, наши выпускники работают в подразделениях и службах Роскосмоса, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и экологии России. Они без труда могут трудоустроиться (и трудоустраиваются) в консалтинговые и аудиторские фирмы, оказывающие услуги по экологической экспертизе, сертификации продукции, внедрению систем экологического менеджмента. Перед выпускниками кафедры открыты двери предприятий аэрокосмической отрасли, организаций, которые занимаются медицинским и реабилитационным оборудованием, системами обеспечения температурно-влажностного режима обитаемых космических и наземных объектов. Кроме того, свою карьеру маёвцы могут строить в сфере управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью на предприятиях различных отраслей экономики.

Одно из направлений кафедры - медицина. Но медицина аэрокосмического профиля. В чём отличие в подготовке специалистов?

Аэрокосмическая медицина, хотя все же чаще применяется термин «космическая медицина», - это отдельная область знаний, которая, естественно, существенно отличается от обычной медицины. Хотя бы тем, что объектом её наблюдений и изучения выступает космонавт. А это человек особенный. Он работает на пике своих сил и возможностей. Значит, и следить за его здоровьем, психологическим состоянием, безопасностью в полёте должны «особенные» специалисты. Те, кто хорошо знают, что такое космический полёт и какие последствия для космонавта он несёт. Специалистов по медико-техническому и инженерно-психологическому обеспечению ракетно-космических комплексов готовит наша кафедра. Наши выпускники занимаются тем, что разрабатывают устройства, которые позволяют человеку выжить в космосе, поддерживать жизнь экипажу корабля, а также справляться с огромными нагрузками.

- Приближается Новый Год. Что бы вы хотели пожелать своим студентам?

Студентам я бы хотел пожелать успешной реализации самых смелых инженерных идей и проектов. И, конечно, удачи на сессии.

На заметку

Кафедра приглашает:

  • Абитуриентов,желающих избрать своей будущей профессией проектирование, производство и эксплуатацию систем жизнеобеспечения космических аппаратов, инженерное дело в аэрокосмической медицине,управление экологической безопасностью;
  • Специалистов, желающих повысить свой профессиональный уровень в сферах экологического образования,управления экологической безопасностью,безопасности и спасения экипажей ЛА;
  • Руководителей предприятий и организаций, желающих обсудить и выбрать необходимую темунаучно-исследовательских изысканий в области организации безопасных условий труда,разработки систем жизнеобеспечения,подготовки и проведения расчётов, оформления экологической отчетной документации предприятия.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений