Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Каким законом приняты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Т. Сильвестрова , редактор

Частое внесение поправок в НК РФ заставляет бухгалтера «держать руку на пульсе»: очень важно не пропустить изменения, чтобы правильно рассчитать и уплатить налоги в бюджет, поскольку ошибки в расчете и уплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней. В 2010 году Налоговый кодекс в очередной раз предстал перед налогоплательщиками в обновленном виде. О том, какие основные изменения произошли во второй части этого нормативного акта, читайте в статье.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Операции, не подлежащие налогообложению. В результате дополнения п. 2 ст. 146 НК РФ расширен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС. Так, с 1 января 2010 года не подлежит обложению НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Напомним, прежде правило о том, что передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности не облагается НДС, вытекало из анализа ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ . Сейчас это прямо указано в п. 2 ст. 146 НК РФ .

Изложен в новой редакции п. 4 ст. 150 НК РФ , в результате чего с 01.01.2010 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ культурных ценностей:

– приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

– полученных в дар государственными и муниципальными архивами, а также передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ.

Напомним, что прежде освобождались от обложения НДС только художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия.

Счета-фактуры. Существенность ошибок, допущенных при оформлении счетов-фактур, является причиной многочисленных споров между фискальными органами и налогоплательщиками. При проведении проверок любая мелкая неточность в оформлении давала налоговикам повод для отказа в вычете НДС. Теперь п. 2 ст. 169 НК РФ , из которого следовало, что счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету, звучит по новому. Согласно внесенным в него изменениям не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать:

– продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав (наименование продавца и покупателя, их ИНН и адрес местонахождения);

– наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Таким образом, с 2010 года не являются основанием для отказа налогоплательщику в возврате сумм НДС ошибки (неточности) указания в счете-фактуре порядкового номера, даты выписки счета-фактуры, наименования и адреса грузополучателя и грузоотправителя, номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), страны происхождения товара. Главное, чтобы показатели, поименованные в п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ , были указаны налогоплательщиком в счете-фактуре.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Доходы, не подлежащие налогообложению. В новой редакции НК РФ, действующей с 1 января 2010 года, дополнен перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ. Теперь к таким до-ходам, помимо ранее поименованных в ст. 217 НК РФ , относятся:

– социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ );

– оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях (п. 3 ст. 217 НК РФ ).

С 2010 года введена дополнительная льгота для получателей материальной помощи. Прежняя редакция п. 8 ст. 217 НК РФ устанавливала, что выплаты, производимые работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, освобождаются от обложения НДФЛ. В новой редакции этого пункта речь идет о единовременных выплатах, производимых работодателями:

– членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию;

– работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Также с 2010 года не подлежат обложению НДФЛ выплаты, производимые работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка в течение первого года после его рождения (усыновления, удочерения) в размере, не превышающем 50 тыс. руб. на каждого ребенка. Напомним, что прежняя редакция ст. 217 НК РФ содержала стоимостный ограничитель выплаты, не подлежащей обложению НДФЛ (50 тыс. руб.), но не уточняла, что данные выплаты подлежат освобождению от налогообложения, если произведены в течение первого года после наступления основания для их осуществления. Заметим, что здесь речь идет о денежных средствах, выдаваемых работнику в соответствии с нормами коллективного договора или локального акта, начисленных и уплачиваемых за счет средств, полученных учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Ранее разъяснения по этому вопросу приводились в письмах Минфина, например в Письме от 20.10.2009 № 03-04-05/01/748 . Аналогичные выплаты, производимые работнику за счет средств ФСС, освобождаются от обложения НДФЛ согласно п. 1 ст. 217 НК РФ .

С 2010 года не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе, при условии нахождения их в собственности налогоплательщика в течение трех и более лет, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК РФ ). Напомним, что ранее при продаже жилья, дач, садовых домиков или земельных участков (долей в указанном имуществе), иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности), находившихся в собственности три года и более, физлица – налоговые резиденты РФ были вправе воспользоваться имущественным вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ , в сумме полученных доходов. Теперь указанные доходы включены в перечень не облагаемых НДФЛ (соответствующие изменения внесены в п. 17.1 ст. 217 и пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ ). Следовательно, в данном случае у налогоплательщиков не возникает необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ. Заметим, что эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ ).

Не подлежат налогообложению начиная с 2010 года также суммы пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица (новая редакция п. 48 ст. 217 НК РФ ).

Социальные налоговые вычеты. В применении этого вида вычетов произошли следующие изменения. С 2010 года для получения социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или договорам негосударственного пенсионного страхования налогоплательщик вправе обратиться к своему работодателю (п. 2 ст. 219 НК РФ ).

Изменения также коснулись определения максимальной величины социального налогового вычета. В результате внесения изменения в абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ при обращении налогоплательщика к налоговому агенту за получением социального вычета с агентом согласовываются виды расходов, учитываемые в пределах максимальной величины социального налогового вычета, и их суммы.

С 2010 года для получения социальных вычетов по НДФЛ налогоплательщик при подаче в инспекцию декларации по окончании налогового периода не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление (п. 4 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 2 ст. 220, п. 3 ст. 221 НК РФ ).
Имущественные налоговые вычеты. С 1 января 2010 года при покупке земельного участка (или его доли), предназначенного для индивидуального строительства, или участка вместе с домом на-логоплательщик при наличии соответствующих подтверждающих до-кументов вправе воспользоваться имущественным вычетом (абз. 5 и 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ ). Увеличен и предельный размер имущественного вычета с сумм, полученных от продажи имущества (заисключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе), находившегося в собственности налогоплательщика не менее трех лет, со 125 000 до 250 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ ).

Изложен в новой редакции абз. 15 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ , уточнивший перечень фактических расходов, включаемых в расчет имущественного вычета. Если прежде в составе фактических расходов при получении имущественного вычета учитывались расходы на проведение работ по отделке квартиры, комнаты, то с 2010 года учитываются еще и расходы на разработку проектно-сметной документации по проведению отделочных работ.

Представляет интерес и дополнение, внесенное в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ , согласно которому с 1 января 2010 года размер имущественного вычета определяется без учета сумм, направленных на погашение процентов:

– по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них;

– по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства или доли (долей) в них предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом (абз. 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ )

Удержание налога налоговыми агентами. Бухгалтеры иногда сталкиваются с ситуацией, когда с сумм полученного налогоплательщиком дохода невозможно удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (например, при вручении подарков спортсменам, занявшим призовые места на соревновании). Согласно нормам п. 5 ст. 226 НК РФ налоговые агенты (бюджетные учреждения) обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержать налог с данного физического лица и о сумме налога. Новая редакция вышеназванной статьи устанавливает, что данные сведения представляются в налоговый орган не позднее месяца после окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обязательства. Напомним, что прежняя редакция предписывала такие сведения подавать в течение месяца с момента возникновения обстоятельств.

Для справки.

В декларации по НДФЛ теперь модно не указывать доходов, освобо-ждаемые от налогообложения, а также доходы, при получении которых налог был полностью удержан налоговыми агентами, если это не будет препятствовать получению налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 4 ст. 229 НК РФ )

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Доходы, не учитываемые при исчислении налога. Уточнены доходы, получаемые налогоплательщиком в виде целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С 2010 года к целевым поступлениям относятся (абз. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ ):

– средства, направленные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно на основании решений органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов;

– средства, поступившие от других организаций и (или) физических лиц.

Для того чтобы вышеперечисленные поступления были признаны целевыми, они должны быть использованы по назначению.

Уточнение о том, что к целевым поступлениям относятся средства, полученные по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления и решениям органов управления государственных внебюджетных фондов, введено с целью устранения недоразумений, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами и приводящих к судебным тяжбам. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 23.05.2008 № А52-4764/2007 судом рассматривалось дело о правомерности невключения Управлением Федеральной службы исполнения наказаний в состав внереализацонных доходов денежных средств, полученных от вышестоящей организации (Главного управления исполнения наказаний). По мнению ИФНС, данные денежные средства не являются целевыми и подлежат включению в состав внереализационных доходов (позиция ИФНС основывалась на применении норм пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ , предусматривающего освобождение от налогообложения передачи бюджетного имущества, а не денежных средств, полученных от государственных унитарных предприятий). Суд, применив положения действовавшей на тот момент редакции пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ , установил, что в рассматриваемом случае полученные средства являются целевыми и, поскольку соблюдалось условие о ведении по ним раздельного учета, не подлежат обложению налогом на прибыль. Аналогичный спор рассматривается в Определении ВАС РФ от 28.03.2008 № А45-4013/0731/132.

Представляет интерес для бюджетных учреждений и дополнение абз. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ , которое расширило перечень целевых поступлений, выделенных на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В результате с 2010 года к целевым поступлениям относятся и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Для организаций, направляющих своих сотрудников в заграничные командировки в рамках приносящей доход деятельности, будет интересно следующее изменение норм законодательства. С 2010 года при получении или выдаче авансов в иностранной валюте организация не должна учитывать в доходах или расходах положительные или отрицательные курсовые разницы (п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Материалы, полученные при разборке основных средств или выявленные в ходе инвентаризации. Материальные ценности, выявленные в ходе инвентаризации, а также имущество, полученное при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, включаются в состав внереализацонных доходов (п. 13, 20 ст. 250 НК РФ ). То есть данные материальные ценности приходовались в налоговом учете по рыночной стоимости, и до 2010 года при их использовании налогоплательщик был вправе включить в состав материальных расходов только 20 % от их стоимости (сумма налога на прибыль, исчисленная с рыночной стоимости названных ма-териальных ценностей). В результате произошедших в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ изменений с 2010 года разрешено материальные запасы, выявленные в ходе инвентаризации, а также имущество, полученное при демонтаже или разборке выводимых их эксплуатации основных средств, учитывать в расходах по сумме дохода, определенного в порядке, установленном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ . Таким образом, сумму, на которую налогоплательщик примет к учету данные материальные ценности, он включит в состав расходов при их использовании.

Расходы на оплату труда. Из НК РФ исключен п. 15 ч. 2 ст. 255 , предусматривавший, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную за-конодательством РФ. Таким образом, с 2010 года данные выплаты следует производить за счет чистой прибыли организации.

Кроме того, расширен перечень расходов работодателя, производимых на медицинское обслуживание своих работников и включаемых в расходы на оплату труда. Согласно новой редакции абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся не только взносы по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ. Данные расходы в налоговую базу по налогу на прибыль включаются в прежнем размере – не более 6 % от суммы расходов на оплату труда.

Неотделимые улучшения объектов основных средств. С 2010 года в результате внесения изменений в абз. 6 п. 1 ст. 258 и абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ арендаторам и организациям-ссудополучателям разрешено начислять амортизацию по произведенным улучшениям с учетом срока полезного использования не только имущества, но и капитальных вложений в него (в соответствии с классификацией основных средств). Таким образом, у арендатора и организаций-ссудополучателей появилось право выбора, и они могут для списания стоимости капитальных вложений в неотделимые улучшения взять наименьший из сроков использования (полученного, арендованного имущества или произведенных улучшений).

Расходы на производство и реализацию. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию приведен в соответствие с нормами Закона о страховых взносах. Так, к прямым расходам относятся не затраты на выплату ЕСН (этот налог с 01.01.2010 отменен), а расходы:

– на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии;

– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для справки. Из статьи 689 ГК РФ следует, что ссудополучатель – это органи-зация, принимающая по договору ссуды (договору безвозмездного пользования) имущество в безвозмездное временное пользование от ссудополучателя.

При этом не следует забывать о том, что (абз. 6 п. 1 ст. 258 и абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ ):

– стоимость капитальных вложений не должна возмещаться арендодателем или организацией-ссудодателем.

– капитальные вложения амортизируются в течение срока действия договора аренды, договора безвозмездного пользования.

Расходы на резерв отпусков. Приведена в соответствие с нормами Закона о страховых взносах ст. 324.1 «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет» НК РФ. В ней слова «единый социальный налог» заменены словами «страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – страховые взносы). Таким образом, с 01.01.2010 в смете (специальном расчете) налогоплательщик указывает расчет размера ежемесячных отчислений в резерв, включая сумму страховых взносов. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму страховых взносов, по которым ранее резерв не создавался.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Объект налогообложения. Приведен в соответствие с нормами ст. 120 и 296 ГК РФ перечень материальных ценностей, не являющихся объектом обложения транспортным налогом. Исходя из новой редакции пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ , объектом налогообложения не являются транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Напомним, что в прежней редакции речь шла и о транспортных средствах, принадлежащих федеральным органам исполнительной власти не только на праве оперативного управления, но и на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем согласно вышеперечисленным пунктам ГК РФ за органами исполнительной власти РФ как некоммерческими организациями имущество закрепляется только на праве оперативного управления.

Размер ставки налога. Изменен максимальный и минимальный размер налоговой ставки, который устанавливается законодательными органами субъектов РФ. Напомним, прежде субъекты РФ вправе были увеличивать или уменьшать законодательными актами налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ , не более чем в 5 раз. С 01.01.2010 субъекты РФ вправе уменьшать или увеличивать налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ , не более чем в 10 раз.

Также субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и (или) его экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ ).

Пример.

Законом субъекта РФ с 2010 г. установлена повышающая ставка налога:

– для транспортных средств с 2001 по 2005 год выпуска включительно ставка налога равна увеличенной в 7 раз ставке налога, установленной в ст. 361 НК РФ ;

– для транспортных средств, выпущенных позднее 2001 г., устанавливается в размере, в 9 раз превышающем ставку, установленную ст. 361 НК РФ ;

– для транспортных средств с 2006 года выпуска налоговая ставка устанавливается в размере, в 5 раз превышающем размер ставки, установленный ст. 361 НК РФ .

Бюджетные учреждения, расположенные в данном субъекте РФ, рассчитывают налог по числящимся на их балансе транспортным средствам, применяя налоговую ставку, соответствующую году выпуска транспортного средства, причем количество лет, прошедших с года его выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Письмо Минфина РФ от 07.07.2009 № 03-05-05/04/07 ).

Напомним, что прежде дифференцированные ставки устанавливались с учетом срока полезного использования транспортного средства.
Что касается установления налоговой ставки с учетом экологического класса транспортного средства, это совершенно новый показатель, используемый при исчислении транспортного налога. В Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (документ вступает в силу с сентября 2010 года) и в Специальном техническом регламенте о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ сказано, что экологический класс – классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В настоящий момент существует пять экологических классов; в них выделены категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (см. приложение 2 к Постановлению Правительства РФ № 609 ). Чем ниже экологический класс, тем меньше уровень выбросов, и можно предположить, что ставка налога будет меньше. Принадлежность автомобиля к высокому экологическому классу говорит о загрязнении им окружающей среды, а это, в свою очередь, позволяет региональным органам власти увеличить ставку транспортного налога.

Срок уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему в соответствии с нормами ст. 363 НК РФ устанавливается законодательными актами субъектов РФ. При этом прежней редакцией данной статьи было установлено, что определенный законодательным актом субъекта РФ срок уплаты налога не должен быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ограничение по установлению срока уплаты авансовых платежей по налогу НК РФ не содержал. Согласно внесенным в ст. 363 НК РФ правкам срок уплаты авансовых платежей по транспортному налогу законодательными актами РФ не должен быть установлен позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Напомним, что отчетным периодом является квартал.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Уточнено понятие плательщика налога на имущество. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно со ст. 374 НК РФ . Из норм ст. 374 НК РФ следует, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Также приведен в соответствие с нормами ст. 120 и 296 ГК РФ пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ . Согласно внесенным изменениям не признается объектом обложения налогом имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти на праве оперативного управления. Прежде в пп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ речь шла и об имуществе, закрепленном за этими органами на праве хозяйственного ведения, однако в соответствии с вышеназванными статьями ГК РФ за федеральными органами исполнительной власти имущество закрепляется только на праве оперативного управления.

От редакции. В настоящей статье не освещены изменения, касающиеся утраты юридической силы гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ. О страховых взносах во внебюджетные фонды, исчисляемых и уплачиваемых налогопла-тельщиками вместо ЕСН, читайте в статье И. Зерновой «Начисление и уплата страховых взносов вместо ЕСН», опубликованной в журнале «Бюджетные организации: и налогообложение», № 2, 2010.

Уже традиционно под Новый год бухгалтеры получают «подарки» от законодателей. И вот Налоговый кодекс опять отредактирован. Многие изменения вступят в силу с 1 января 2010 года. Мы подготовили таблицу, в которой свели воедино все новшества из последнего пакета поправок. На этот раз изменения в основном затрагивают достаточно специфические операции: заключение договоров займов ценными бумагами, операции РЕПО и реализации финансовых инструментов срочных сделок. Что касается большинства юридических лиц, то и для них есть новшества. Например, изменился порядок определения срока полезного использования неотделимых улучшений, произведенных арендатором в арендованное имущество. Для удобства полужирным шрифтом выделены поправки, которые затрагивают интересы широкого круга налогоплательщиков.

КАКИЕ НОРМЫ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА МЕНЯЮТСЯ

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ

КАКИМ ЗАКОНОМ ПРИНЯТЫ

КОГДА ВСТУПАЮТ В СИЛУ

Часть первая

Пункт 14 статьи 40

Уточнили, что при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг налоговики будут применять правила пунктов 3 и 10 статьи 40 (о возможности доначисления налога и пеней, если цена сделки выше или ниже рыночной цены более чем на 20 процентов; о применении для определения рыночной цены метода цены последующей реализации и затратного метода) с учетом особенностей не только главы 25 «Налог на прибыль организаций», но и главы 23 «Налог на доходы физических лиц»

Подпункт 1 пункта 1 статьи 67

Расширили перечень оснований, по которым могут получить инвестиционный налоговый кредит организации, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Теперь налоговый кредит будет им предоставляться, если указанные работы направлены на повышение организацией энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг

Подпункт 5 пункта 1 статьи 67

Ввели новое основание для получения инвестиционного налогового кредита. Его могут получить организации, осуществляющие инвестиции в создание ряда объектов, например имеющих наивысший класс энергетической эффективности

Подпункт 1 пункта 2 статьи 67

Внесли технические поправки в связи с изменением перечня оснований предоставления инвестиционного налогового кредита

Пункт 4 статьи 85

Внесли техническую правку:

Часть вторая

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

Подпункт 10 пункта 2 статьи 146

Дополнили перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения. Теперь освобождены от НДС услуги по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Подпункт 12 пункта 2 статьи 149

Уточнили порядок освобождения от налогообложения операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок

Подпункт 15 пункта 3 статьи 149

Освободили от налогообложения операции займа ценными бумагами, а также операции РЕПО

Подпункт 26 пункта 3 статьи 149

Освободили от налогообложения операции по переуступке прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа и кредита

Подпункт 29 пункта 3 статьи 149

Освободили от налогообложения реализацию коммунальных услуг, которые оказывают управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы. Ввели условия, при соблюдении которых указанные операции не облагаются НДС

Подпункт 30 пункта 3 статьи 149

Освободили от налогообложения реализацию работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые выполняют (оказывают) управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы. Ввели условия, при соблюдении которых указанные операции не облагаются НДС

Пункт 4 статьи 150

Освободили от налогообложения ввоз на территорию РФ культурных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, а также культурных ценностей, которые получили в дар государственные и муниципальные архивы, а также учреждения культуры

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Пункт 6 статьи 154

Установили порядок определения налоговой базы:

При реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

При реализации базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и предполагающих поставку базисного актива;

При реализации базисного актива опционных договоров, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и предполагающих поставку базисного актива

Пункт 3 статьи 162

Ввели правило о том, что в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими компаниями, ТСЖ и различными жилищными кооперативами на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Федеральный закон от 29.11.09 № 287-ФЗ

Подпункт 5 пункта 1 статьи 164

Уточнили порядок налогообложения по нулевой ставке товаров (работ, услуг) в области космической деятельности

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Подпункт 4 пункта 7 статьи 165

Дополнили пакет документов, необходимый для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов в случае реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности

Пункт 4 статьи 170

Установили порядок определения пропорции для применения вычета, когда осуществляются как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции в отношении финансовых инструментов срочных сделок, а также в отношении клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг

Глава 22 «Акцизы»

Пункт 1 статьи 193

Изменили ставки акцизов практически по всем видам подакцизных товаров. В большинстве случаев ставки выросли

Пункт 2 статьи 200

Установили правила для применения вычетов по акцизам в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов

Пункт 3 статьи 204

Изменили общий порядок уплаты акцизов. Если иное не предусмотрено в статье 204, то акцизы перечисляются в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц»

Пункт 5 статьи 210

Расширили перечень принимаемых к вычету расходов, выраженных в иностранной валюте, которые необходимо пересчитать в рубли. Теперь это правило относится и к расходам, которые связаны с финансовыми инструментами срочных сделок и операция-ми с ценными бумагами (перечислены в статьях 214.1, 214.3, 214.4)

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Подпункт 3 пункта 1 статьи 212

Дополнили перечень доходов, полученных в виде материальной выгоды. Теперь к ним относится и матвыгода, полученная от приобретения финансовых инструментов срочных сделок

Пункт 4 статьи 212

Изменили порядок определения налоговой базы в случае возникновения материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок* 2

Статья 214.1

Изменили и дополнили порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

Пункты 1, 2, 5 статьи 214.1

Уточнили порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

Статья 214.3

Ввели порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги

Статья 214.4

Ввели порядок определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами

Абзац 5 пункта 3 статьи 217

Освободили от налогообложения суммы, которые спортивные судьи получают в качестве оплаты стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, формы для участия в спортивных соревнованиях

Федеральный закон от 25.11.09 № 276-ФЗ

Пункт 42 статьи 217

Уточнили, что от налогообложения освобождается компенсация части платы, которую и вносят за содержание ребенка в образовательной организации (раньше употреблялся термин «учреждение»), реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Статья 220.1

Ввели порядок применения налоговых вычетов при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

Пункт 11 статьи 250

Исключили из состава внереализационных доходов положительные курсовые разницы, возникающие от переоценки валютных требований (обязательств) по выданным или полученным авансам

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Пункт 2 статьи 251

Уточнили определение целевых бюджетных поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Теперь не учитываются при налогообложении прибыли средства, которые НКО получила на основании решений органов госвласти (местного самоуправления, внебюджетных фондов). Прежде использовалось более размытое определение - «целевые поступления из бюджета»

Подпункт 16 пункта 2 статьи 251

Дополнили перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Теперь к не облагаемым налогом на прибыль относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, которые НКО получила по решению органов государственной власти или местного самоуправления

Пункт 3 статьи 253

Дополнили список организаций, которые определяют расходы с учетом специальных норм главы 25. Теперь к ним относятся и клиринговые компании

Пункт 2 статьи 254

Изменили порядок списания на расходы стоимости излишков, выявленных при инвентаризации, а также имущества, полученного при демонтаже (разборке) выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте ОС. В состав расходов включается вся сумма дохода, который организация учла при принятии указанных объектов к учету

Абзац 6 пункта 1 статьи 258

Изменили порядок определения срока полезного использования капитальных вложений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, но стоимость которых не подлежит возмещению. Арендатор сможет выбирать, как рассчитывать амортизацию: по сроку полезного использования либо неотделимого улучшения, либо объекта аренды

Абзац 9 пункта 1 статьи 258

Изменили порядок определения срока полезного использования капитальных вложений, произведенных ссудополучателем с согласия ссудодателя, но стоимость которых не подлежит возмещению. Ссудополучатель сможет выбирать, как рассчитывать амортизацию: по сроку полезного использования либо неотделимого улучшения, либо объекта ОС, полученного по договору безвозмездного пользования

Подпункт 4 пункта 1 статьи 259.3

Дополнили список амортизируемых основных средств, по которым компании вправе применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент, но не выше 2. Это можно сделать в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Специальный перечень такого имущества будет утвержден Правительством РФ. Аналогичное правило введено и по основным средствам, которым присвоен высокий класс энергетической эффективности

Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ

Подпункт 5 пункта 1 статьи 265

Исключили из состава внереализационных расходов отрицательные курсовые разницы, возникающие от переоценки валютных требований (обязательств) по выданным или полученным авансам

Федеральный закон от 25.11.09 № 281-ФЗ

Подпункт 2 пункта 1 статьи 268

Уточнили, что при реализации прочего имущества организация может уменьшить полученные доходы и на стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте данных объектов

Пункт 3 статьи 271

Ввели порядок определения даты реализации ценных бумаг, принадлежащих компании

Пункт 6 статьи 271

Изменили порядок признания дохода по договорам займа и иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги), срок действия которых больше одного отчетного периода. Доход надо учитывать на конец месяца соответствующего отчетного периода (сейчас - на конец отчетного периода)

Подпункт 7 пункта 7 статьи 272

Уточнили, что под датой реализации и иного выбытия ценных бумаг подразумевается в том числе и дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных требований

Пункт 8 статьи 272

Изменили порядок признания расхода в виде процентов по договорам займа и иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги), срок действия которых больше одного отчетного периода. Расход надо учитывать на конец месяца соответствующего отчетного периода (сейчас - на конец отчетного периода)

Пункт 17 статьи 274

Уточнили, что клиринговые компании определяют налоговую базу с учетом специальных статей Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 275

Уточнили в формуле расчета налога на прибыль, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, расшифровку показателя «д». Это общая сумма дивидендов, которую налоговый агент распределяет среди всех налогоплательщиков-получателей (раньше было просто «получателей»)

Пункт 2.1 статьи 275

Ввели норму, которая определяет, что при получении дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем доходов признается учредитель доверительного управления

Пункт 2 статьи 280

Ввели порядок признания ценных бумаг реализованными в случае прекращения обязательств путем зачета встречных однородных требований

Подпункт 3 пункта 3 статьи 280

Изменили одно из условий признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Они являются таковыми, если рыночная котировка по ним рассчитывалась в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами (если расчет котировки предусмотрен применимым законодательством)

Пункт 4 статьи 280

Уточнили понятие рыночной котировки ценной бумаги

Пункт 5 статьи 280

Изменили порядок определения интервала цен при реализации ценных бумаг в случае отсутствия у организатора торговли информации о таком интервале. Кроме того, уточнили порядок определения финансового результата при реализации (приобретении) ценных бумаг ниже минимальной (выше максимальной) цены

Пункт 6 статьи 280

Уточнили порядок определения цены сделки по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг* 4

Подпункт 2 пункта 9 статьи 280

Признали утратившим силу. Теперь компании не могут списывать на расходы стоимость выбывших ценных бумаг по методу ЛИФО

Пункты 1, 2, под-пункт 1 пункта 4, пункты 5-10 статьи 282

Изменили и детализировали порядок налогообложения операций РЕПО

Статья 282.1

Ввели порядок налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами

Статья 299.1

Ввели правила определения доходов клиринговых организаций

Статья 299.2

Ввели правила определения расходов клиринговых организаций

Статья 300

Уточнили и дополнили порядок создания резерва под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность

Пункт 1 статьи 301

Изменили понятие финансовых инструментов срочных сделок

Пункт 2 статьи 301

Уточнили порядок квалификации сделок, предусматривающих поставку базисного актива

Пункт 3.1 статьи 301

Ввели правила квалификации сделок, заключаемых не на организованном рынке и предусматривающих (не предусматривающих) поставку базисного актива

Пункт 3.2 статьи 301

Ввели правила признания поставочных и расчетных срочных сделок

Пункт 4 статьи 301

Уточнили понятие вариационной маржи

Пункт 5 статьи 301

Уточнили понятие операций хеджирования

Подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 2 статьи 303

Уточнили перечень доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке

Пункт 5 статьи 304

Уточнили и дополнили порядок учета доходов (расходов) при осуществлении операций хеджирования

Пункт 7 статьи 304

Ввели порядок учета доходов и расходов по обязательствам из своп-контракта

Пункт 1 статьи 305

Изменили порядок определения интервала цен на дату заключения финансовых инструментов сделок в случае отсутствия у организатора торговли информации о таком интервале

Пункт 2 статьи 305

Уточнили порядок определения цены финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке* 5

Статья 326

Уточнили и дополнили порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления

Статья 333

Уточнили и дополнили порядок ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО

Глава 25.3 «Государственная пошлина»

Подпункт 9 пункта 1 статьи 333.25

Привели в соответствие с действующим законодательством наименования органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Федеральный закон от 28.11.09 № 283-ФЗ

Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»

Подпункт 42 пункта 2 статьи 346.5

Дополнили список расходов затратами в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных, за исключением ряда чрезвычайных ситуаций

Подпункт 44 пункта 2 статьи 346.5

Ввели такой расход, как потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций

Пункт 4.1 статьи 346.5

Привели в соответствие с действующим законодательством наименования органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Федеральный закон от 28.11.09 № 283-ФЗ

Подпункт 7 пункта 6 статьи 346.6

Добавили еще одно правило, которое должны соблюдать компании при переходе на уплату ЕСХН. Если при расчете налога на прибыль методом начисления организация не учла оплаченные затраты на приобретение квот добычи водных биологических ресурсов, то списать этот расход можно на дату перехода на ЕСХН

Федеральный закон от 25.11.09 № 275-ФЗ

Глава 28 «Транспортный налог»

Подпункт 6 пункта 2 статьи 358

Уточнили, что не являются объектом налогообложения только транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба

Федеральный закон от 28.11.09 № 283-ФЗ

Пункт 2 статьи 361

Предоставили субъектам РФ право увеличивать или уменьшать базовые налоговые ставки не более чем в 10 раз

Федеральный закон от 28.11.09 № 282-ФЗ

Пункт 3 статьи 361

Изменили порядок установления дифференцированных налоговых ставок. Теперь они утверждаются с учетом количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля и (или) его экологического класса

Пункт 1 статьи 363

Ввели норму о том, что срок уплаты авансовых платежей налогоплательщиками-организациями не может быть раньше последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

Федеральный закон от 28.11.09 № 283-ФЗ

Пункт 3 статьи 363

Ввели правило, согласно которому инспекторы могут направить налоговое уведомление физическим лицам не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления

Глава 30 «Налог на имущество организаций»

Пункт 1 статьи 374

Внесли техническую правку, которая учла факт вступления в силу с 1 января 2009 года статьи 378.1 «Особенности налогообложения имущества при исполнении консигнационных соглашений»

Федеральный закон от 28.11.09 № 283-ФЗ

Подпункт 2 пункта 4 статьи 374

Уточнили, что не является объектом налогообложения только имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба

Пункт 1 статьи 376

Распространили порядок определения налоговой базы на имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения

Федеральный закон от 28.11.09 № 284-ФЗ

Пункт 2 статьи 382

Ввели правило о том, что в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налог рассчитывается отдельно

Пункт 3 статьи 383

Внесли техническую правку в связи с уточнением порядка исчисления и уплаты налога по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения

Статья 385.2

Ввели новую статью, регламентирующую особенности исчисления и уплаты налога по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения

Глава 31 «Земельный налог»

Пункт 1 статьи 388

Уточнили определение налогоплательщика: таковым признаются организации и физические лица, которым на праве собственности принадлежат земельные участки, являющиеся объектом налогообложения

Пункт 1 статьи 391

Ввели порядок определения налоговой базы по земельному участку, образованному в течение налогового периода

Пункт 3 статьи 391

Внесли техническую правку: уточнили, что организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу на основании сведений не земельного кадастра, а кадастра недвижимости.

Расширили перечень объектов, которые индивидуальные предприниматели включают в налоговую базу. Теперь это не только участки, используемые в деятельности предпринимателя, но и участки, предназначенные для использования в деятельности

Пункт 4 статьи 391

Внесли техническую правку: привели в соответствие с действующим законодательством названия органов, которые обязаны представлять в налоговую инспекцию сведения для определения налоговой базы

Подпункт 1 пункта 1 статьи 394

Внесли техническую правку: слово «поселения» заменили на «населенные пункты»

Пункт 2 статьи 396

Уточнили, что индивидуальные предприниматели обязаны рассчитывать сумму налога (авансовых платежей) также и по земельным участкам, предназначенным для использования в их деятельности. Таким образом, данная норма согласуется с новой редакцией пункта 3 статьи 391

Пункт 11 статьи 396

Внесли техническую правку: привели в соответствие с действующим законодательством названия органов, которые обязаны представлять в налоговые органы информацию, указанную в пункте 4 статьи 85

Пункт 12 статьи 396

Внесли техническую правку: привели в соответствие с действующим законодательством названия органов, которые обязаны представлять в налоговые органы информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения

Пункт 13 статьи 396

Изменили порядок утверждения формы, по которой представляются сведения, указанные в пункте 12 статьи 396. Теперь эта обязанность закреплена за ФНС России

Пункт 14 статьи 396

Исключили сроки, в которые до налогоплательщиков должна быть доведена информация о кадастровой стоимости земельных участков. Теперь такие сведения не «доводятся» до налогоплательщиков, а «предоставляются»

Пункт 15 статьи 396

Уточнили, что порядок расчета налога по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, не применяется в отношении индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами

Пункт 4 статьи 397

Ввели правило, согласно которому инспекторы могут направить налоговое уведомление не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления

Пункт 1 статьи 398

Уточнили, что организации и индивидуальные предприниматели должны представлять налоговые декларации и по земельным участкам, предназначенным для использования в их деятельности

Пункт 2 статьи 398

Уточнили, что организации и индивидуальные предприниматели должны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам и по земельным участкам, предназначенным для использования в их деятельности

* 2 С 1 января по 31 декабря 2010 года действие абзаца 6 новой редакции пункта 4 статьи 212 приостановлено. В этот период рыночная цена ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ.

* 3 Новшество распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, и действует до 1 января 2010 года.

* 4 С 1 января по 31 декабря 2010 года действие абзаца 4 новой редакции пункта 6 статьи 280 приостановлено. В этот период расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ.

* 5 С 1 января по 31 декабря 2010 года действие новой редакции пункта 2 статьи 305 приостановлено. В этот период расчетная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ.


Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора - плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима - условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Так же положениями кодекса установлены региональные налоги - транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог - земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений