Что такое проф этика. Профессиональна этика: предмет, структура, основные виды

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профессиональная этика - это отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к себе самому в опредмеченных формах: в содержании, средствах, процессе и последствиях профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как:

  • 1) определенную совокупность правил поведения социальнопрофессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности;
  • 2) отрасль гуманитарных наук, исследующую специфику проявления моральных норм в различных видах профессиональной деятельности;
  • 3) совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу;
  • 4) кодексы поведения, детерминирующие нравственный характер социально-профессиональных взаимоотношений между людьми;
  • 5) прикладную философскую дисциплину, изучающую сущность, происхождение, общественные функции и специфику моральных социально-профессиональных отношений и норм, выявляющую закономерности их развития в различные исторические периоды;
  • 6) самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.

Объект исследования профессиональной этики - специфические морально-профессиональные отношения, а также принципы, нормы и заповеди главенствующей в обществе морали, приспособленные к особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:

  • 1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;
  • 2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;
  • 3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;
  • 4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.

Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. Виды человеческой деятельности (научная, педагогическая, художественная и др.) определяют соответствующие виды профессиональной этики , имеющие свои традиции и нормы профессионального поведения, свидетельствующие о преемственности главных профессионально-этических норм, разработанных представителями данной профессии на протяжении многих лет.

Профессиональная этика как аспект морали базируется на ее общечеловеческих принципах и установках, но позиционирует их с точки зрения профессиональных проблем различных сфер деятельности.

В структуре профессиональной этики можно выделить следующие составляющие:

  • отношение людей к своей профессиональной деятельности, а через отношение к профессии и к людям, с которыми соприкасаешься в процессе деятельности (добросовестность, ответственность, профессиональный долг и др.);
  • мотивы профессиональной деятельности (чувство патриотизма, материальный стимул, построение карьеры, престиж профессии и т.д.);
  • средства реализации профессиональных целей (обучение, воспитание и др.);
  • управленческо-производственная регламентация профессиональных обязанностей (организация труда в коллективе, материальное и моральное поощрение добросовестных работников и др.);
  • оценка результатов профессиональной деятельности (финансовая, нравственная, управленческая и др.);
  • теоретико-методологическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с трансформацией общества и появлением новых профессий.

Профессиональная этика - это кодексы профессионального поведения людей, которые предписывают определенные нравственные требования. Их цель - достижение максимальных результатов в профессиональной деятельности.

Родина возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности - Древний Египет. Однако моральные проблемы данного вида этики интересовали и философов Древней Греции - Платона, Аристотеля и др. Например, именно в этот период возникает и знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества.

Если говорить о профессиональных кодексах как регламентированном перечне морально допустимого, то они возникают только в Средние века (XI-XII вв.) и формируются в период средневековой цеховой организации труда, которая объединяла людей со сходными социальным статусом и видом профессиональной деятельности. Позже появляется многообразие уставов, которые регламентируют деятельность цехов в городах Западной Европы - распределение заказов, обучение подмастерьев и др.

Таким образом, регламентация нравственных взаимоотношений людей в рамках определенной профессии довольно рано потребовала оформления соответствующих профессиональных требований. Поэтому можно сказать, что формирование требований профессиональной этики происходит раньше, чем она начинает изучаться теоретически.

На сегодняшний день существует разветвленная этическая система, регламентирующая процесс трудовой деятельности: служебная этика, этика руководителя, этика служебных отношений, управленческая этика и т.д. В условиях кризисной ситуации общественной морали она в какой-то мере компенсирует ущербную мораль и играет воспитательную роль.

Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная и деловая культура и др. Это дает основание утверждать, что профессиональную мораль необходимо рассматривать в единстве с общественной моралью. В случае возникновения конфликта между профессиональной и общественной моралью предпочтение отдается последней, так как она «старше», основательнее.

Профессиональная этика, как и любая теория, не может дать однозначного ответа на все вопросы, возникающие в профессиональной ситуации. Ее задача - очертить границы «можно» и «нельзя». Поэтому каждое следующее поколение с учетом новых требований общества должно трансформировать механизм взаимодействия «человек - профессионал - коллектив - общество».

Профессиональная этика исторически сложилась как результат общественного разделения труда. Она посредник в отношениях личности и общества. В деятельности человек утверждает уровень нравственности в объектированных формах, т.е. предметно закрепляет свое соприсутствие в бытии. Профессиональная этика отражает уровень вторичной социализации личности.

Профессионализм - это способность человека освоить умения и навыки определенной деятельности и сконструировать на их основе собственные творческие способности. Профессионализмом личность предметно подтверждает признание общества. Профессионализм становится не только объективным основанием для уважения со стороны общества, но и реальным базисом для самоуважения.

Понятие профессионализма не тождественно понятию «специальность». Мастерское овладение каким-либо ремеслом - основа чувства собственного достоинства и нужности людям, а также основа психической комфортности. В конце концов, это важный фактор ощущения полноты и содержательности жизни.

Следует, однако, иметь и виду, что профессия не делает человека нравственным. Дело не в профессии, а в моральных качествах человека. Аморальный человек может самую благородную профессию использовать в собственных корыстных целях. Нравственность не формируется профессией и ею не определяется. В профессиональной деятельности и через нее нравственность может лишь проявляться. Существуют профессии, непосредственно и тесно связанные с моральной ответственностью человека - это прежде всего учитель, врач и юрист. В их руках - важнейшие аспекты человеческой жизни, поэтому они имеют гуманистически определенное направление. От совести врача зависит здоровье и жизнь человека; от компетентности и нравственности юриста - доброе имя, гражданский статус, в конце концов, судьба человека; гуманизм и любовь к ребенку в учительской профессии являются решающими факторами становления творческой личности.

В современную эпоху к ряду профессий, которые непосредственно опираются на моральные факторы, принадлежит также профессия ученого. От уровня гуманистической направленности науки в настоящее время, без преувеличения, зависит существование планетарной жизни в целом.

Профессиональная этика — это, прежде специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требования.

Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно — к людям, с которыми она взаимодействует согласно своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы — своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

В каждой профессии есть свои нравственные «соблазна», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, конфликты, вырабатываются своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, способом мышления, моральных оценок.

Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения.

Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И лишь в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственного значения.

Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, что направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является «профессиональной» моралью.

Поскольку мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, сама деятельность людей во всем ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, где предъявляются чрезвычайно высокие моральные требования к людям, которые профессионально нею занимаются. Это касается тех видов деятельности, которые способны порождать очень острые нравственные коллизии, при других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде, там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может в значительной степени зависеть от морального способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это, прежде всего, касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и т. п.

Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военной, дипломатической, журналистской этике. Именно в этих сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям названных профессий общество предъявляет повышенные моральные требования не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами.

Однако профессий, где «объектом труда» выступают живые люди, многие, и по содержанию деятельности эти профессии разные. В связи с этим есть необходимость их распределить, во-первых, на профессии обслуживающего труда (парикмахеры, продавцы, официанты, почтальоны и др.). Где много профессиональных предписаний, требований, имеющие обязательный характер, но они не собственно моральными, во-вторых — профессии, где укоренились традиции, сформировались элементы морально-психологического характера, где моральные принципы представляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, а является внутренним ее компонентом (врачи, учителя, юристы, журналисты, дипломаты и др. .).

Главным признаком этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции этих коллизий кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики.

В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-то другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и моральные качества работника, под которыми понимают устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь нравственное «лицо» занимает особое место, иногда оно играет важную роль в решении профессиональных задач.

В обществе, несмотря на то, что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии являются одни и те же требования общей морали, существуют однако и специфические нравственные требования. Например, для врача основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя — любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в совесть прогресса человечества; представителей правосудия — в максимальной справедливости («юстиция» буквально означает «справедливость»), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдении чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия подобное. Конечно, могут возникнуть возражения, что, мол, все указанные выше требования не являются сугубо специфическими, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми и т.п.. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности у представителей разных профессий не тождественна, она имеет свою специфику и нюансы.

Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретает в высшей степени надлежащего характера, высокой и многогранной степени моральной ответственности, то есть именно эти качества у врача должны быть особенно развитыми. В деятельности же юриста или военного чуткость и гуманность могут приобрести иной формы, не похожей на медицинскую. Отсюда поведение врача, который скрывает от больного характер его болезни, морально оправдана, а заблуждение со стороны следователя как тактический прием с целью раскрытия преступления недопустим. Визит врача к тяжело больному домой — дело высоконравственный, а вот поведение адвоката, который предлагает обвиняемому свои услуги по собственной инициативе, рассматривается как аморальная. Однако какими бы дополнительными требованиями к поведению людей не отличались профессиональные группы, эти требования будут иметь соответствующий аналог в общем моральном кодексе. Здесь важно правильно расставить акценты и видеть то главное, что определяет специфику морально-профессиональных отношений.

Все виды профессиональной этики направлены на планомерное использование трудового потенциала для обеспечения социального и нравственного прогресса. Общество, которое сознательно реализует свои моральные возможности, заботится о своем моральном здоровье, стремится стать морально чище, не должно оставлять без внимания специфические свойства профессиональной нравственности, прогнозировать возможные изменения в ней, пути и методы совершенствования.

В меру своей научности профессиональная этика может и должна выразить самоценность морально-профессиональных нормативов в научно обоснованных положениях, причем так, чтобы каждый специалист мог сделать оптимальный выбор ценностей, действий, поведения, подносил бы его профессиональную деятельность, его как личность, вызвал потребность в таком устройстве нравственной жизни, который базируется на общечеловеческих ценностях.

Вконтакте

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы употребляем это понятие в значении некого «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определенных профессий. Что же на самом деле такое профессиональная этика?

По одному из определений, профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы , обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосрественным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики

В любой профессии честное и отвественное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики :

  • свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
  • в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
  • при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
  • в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
  • следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
  • нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
  • недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии .

Мораль (лат. тогез - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. Теорией морали выступает этика.

Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам людей.

Одно из первых в истории правил нравственности - не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило возникло приблизительно в V-VI вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось большое значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться золотым. Пол этим названием оно дошло до наших дней. «Золотое правило» нравственности прочно закрепилось в человеческом сознании, о чем говорит, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

Нравственность общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые должны предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственность и состоит в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному повелению. Нравственные нормы юридически не закреплены.

Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства и ва б виде различного рода санкций. Совесть, согласно Л. Н. Толстому, - верный руководитель жизни людей. Нравственность - это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить среди людей и считаться с интересами других. Нормы морали, этики распространяются на все сферы человеческой жизни, в том числе и профессиональную.

Профессиональной этикой принято называть, во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей; во-вторых. способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.

К общим нормам профессиональной этики относятся такие требования к работнику, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Охарактеризуем основные положения различных видов профессиональной этики.

Управленческо-административная профессиональная этика требует от работников политической сознательности, патриотизма, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, порядочностичести, отражают имеющуюся у каждого человек профессиональной этики в управленческо-административной системе. К ним относятся бюрократизм, имитация исполнительности, искусственное разделение работников на «высших* и «низших», формализм и угодничество.


Заповеди медицинской этики выражаются известной формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными, поэтому выработано представление о гуманном труде врача, который должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью.

Медицинский работник должен принять на себя ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы со¬хранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов, должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти.

От представителей права профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в уставах и кодексах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики со¬трудников права - признание самоценности человека, закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять.

Профессиональная этика инженерно-технических работников включает гуманное отношение к природе, сохранение экологии. а возможность самостоятельно (свободно) определять и направлять экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-технологическому мышлению.

Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной роли науки в жизни общества, в сохранении и развитии культуры, ответственности за результаты научных открытий для природы и обшества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, а не во зло им. В научной среде этической нормой считается способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления и независимо от конъюнктуры сочетать.добросовестность и личный долг исследователя. Научная этика неизменно осуждает карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).

Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, учителя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, обшественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.

От работников сферы искусства и средств массовой информации (журналистов, писателей, художни¬ков, работников радио и телевидения и др.) их профессиональная этика требует правдивого отображения действительности, преданности своему призванию, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков, делающих человека заложником своекорыстных или конъюнктурных интересов.

Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана в первую очередь с культурой общения. призвана смягчать конфликты, пресе- кать бескультурье, мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главная заповедь профессиональной этики этих работников выражается девизом: «Клиент всегда прав».

Четкое соблюдение норм профессиональной этики является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, оздоровления общественного сознания, совершенствования общества и человека.

ТЕРМИНЫ! Мораль, этика, Профессиональная этика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обоснуйте смысл и содержание этнических норм своей будущей профессиональной деятельности.

1. Что такое мораль и этика

2. Как вы понимаете"золотое правило" нравственности

3. Чтго принято называть профессиональной этикой?

4. Охарактеризуйте основные положения этики представителей различных профессий.

1. Введение

2. Профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель:

2.1 Основные этические правила и нормы поведения.
2.2 Основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный».
2.3 Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам. Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Выбранная тема является весьма актуальной в современных условиях, так профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Цель данной работы – определить профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

Изучить основные этические правила и нормы поведения;
- основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный»;
- пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

2.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

2.1.Основные этические правила и нормы поведения

  • демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
  • его доступность, внимательность;
  • умение создать товарищескую атмосферу доверия;
  • вежливость и корректность в обращении;
  • точность и ответственное отношение к данному слову.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика основывается на принципах, которые определяют правильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика - учение о морали и нравственности. Важнейшие категории этики: добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность и др. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило этики: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций). Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом. Эффективность делового общения можно значительно повысить, если следовать положениям, выработанным практикой самого общения. Следует знать, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

Когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов»;

В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
- нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «Начни с себя». Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным многие люди испытывают дискомфорт, чувствуют себя нравственно незащищенными.

2.2.Система « Начальник-подчиненный»

Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с партнерами, так как служит для партнера наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда - особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом. В свою очередь, этика деловых отношений может рассматриваться в более широком контексте – в контексте профессиональной этики и нравственной культуры человека вообще. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах - уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений . Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. . Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью . Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемо за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

2.3. Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности

Этика руководителя в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений