«Электронный муниципалитет» как инструмент модернизации местного самоуправления в России и за рубежом. Электронный муниципалитет и электронное правительство: состояние и перспективы Электронный муниципалитет проблемы ресурсного обеспечения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Совершенно очевидно, что внедрение новых информационных технологий уже меняет и в конечном итоге полностью преобразует современную модель экономического и социокультурного развития общества, а значит, и составной его части - населения территорий. Эта деятельность должна быть соотнесена с приоритетами в области развития местного самоуправления, на которые указал в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что "без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным".

Совершенно очевидно, что внедрение новых информационных технологий уже меняет и в конечном итоге полностью преобразует современную модель экономического и социокультурного развития общества, а значит, и составной его части - населения территорий. Эта деятельность должна быть соотнесена с приоритетами в области развития местного самоуправления, на которые указал в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что "без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным".

Правительство XXI века
Эффективное управление информационным обществом сможет осуществить "электронное правительство" - новая парадигма правительства XXI века, которое должно быть компактным, мобильным, легко доступным и подотчетным гражданам.
В период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на местном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные территориальные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.

Электронный муниципалитет как новая форма взаимоотношений
Особую актуальность данная деятельность приобретает в связи с появлением в мировой практике электронных муниципалитетов.
Термин "электронный муниципалитет" подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг. Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности определяется в первую очередь возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля над его исполнением. Применение современных информационных и Интернет-технологий позволяет резко повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме "on-line" к различным базам данных, делает возможным преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения.
В некоторых исследованиях роль местного органа власти связывают лишь с переработкой информации (информационный подход) для снижения ошибок от агрегирования информации на следующих уровнях власти.
Однако информация и технология ее обработки являются важным ресурсом местной администрации. Более того, в период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные региональные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.
Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:
повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;
использование в работе МО технологий регионального и муниципального Интернет-маркетинга;
повышение качества отношений с жителями и организациями:
- сокращение времени на получение требуемой информации;
- обеспечение круглосуточного доступа;
- наличие выбора наиболее оптимального способа общения с муниципальными службам (реального или электронного) - создание альтернативы;
- конфиденциальность персональной информации;
- персонализация услуг;
- унификация формуляров документов различных служб с заполнением их в автоматическом режиме и рассылкой через Интернет в необходимые службы;
- возможность из любого места (дома, офиса) получить необходимую информацию, например, какая служба компетентна в решении конкретного вопроса, часы ее работы, перечень документов, которые следует иметь при себе, в каком статусе находится заявка (при электронном самообслуживании), почему происходят задержки, какие еще документы потребовались, кто отвечает за решение вопроса и пр.;
- реализация "цифровой" демократии, когда на сайте создается доска объявлений, проводятся чат-форумы, мини-референдумы и электронное голосование, обсуждаются острые вопросы (градостроительство, стратегические планы и проекты);
- сокращение штата муниципальных служащих, экономия бюджетных средств на обеспечение деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские расходы и т.д.);
- формирование активной и сплоченной власти;
- инжиниринг структуры, то есть не только того, "что" делают местные власти, но того, "как" они это делают. Последнее связано с тем, что портал строится исходя из потребностей и функциональных аспектов задачи, а не из существующей структуры и уровней органов власти на территории, что может требовать кардинальной, революционной перестройки всей системы власти;
- фактор, обеспечивающий надлежащий темп распространения информационных технологий и информационной культуры;
- местная власть станет более доступной, а ее деятельность - более прозрачной с точки зрения процедур и функций, и подотчетной через электронную почту и публичные выступления в сети ее руководителей.

Информационное пространство - ключ решения проблем современности
Однако само по себе внедрение электронных муниципалитетов еще не дает должного эффекта. Ключом решения перечисленных проблем является создание единого интегрированного информационного пространства на территории региона, федерального округа и страны в целом.
В настоящее время в Российской Федерации начата реализация программы "Электронная Россия". На уровне Чувашской Республики создается Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС). Средства на внедрение проекта предусмотрены Программой реформирования системы управления общественными финансами. Программа рассчитана на апробацию в пяти регионах России, прошедших конкурсный отбор в федеральном конкурсе, проведенном под эгидой Минфина России в начале этого года. Средства на реализацию Программы в Чувашии в размере $7,3 млн предоставляет в течение 2001-2002 гг. Фонд развития региональных финансов, формируемый из средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
В ходе осуществления проекта РИАС предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру органов власти Чувашской Республики: построить современную коммуникационную сеть, оснастить органы местного самоуправления современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы, разработать и внедрить единую программную систему, а также целостную систему защиты информации.

Внедрение проекта РИАС в Чувашии
В районных и городских администрациях созданы и в настоящее время расширяются муниципальные системы. Главным принципом организации информационных потоков РИАС является актуализация и обработка информации на месте ее первичного получения от физических или юридических лиц силами специалистов органов власти, непосредственно задействованных в ее сборе. Формирование общереспубликанского банка данных осуществляется на основе объединения информации из этих первичных источников.
В настоящее время уже достигнута значительная оптимизация информационного обмена между органами государственной власти республики, проведена серьезная работа по типизации и стандартизации информационных потоков. Так, на сегодняшний день в 900 таблицах размещено более 12,5 тыс. показателей, из которых формируется банк данных. Проанализировано с целью унификации около 700 всевозможных отчетов. Все это в конечном итоге способствует снижению операционных потерь и издержек, не говоря уже о таком эффекте, как прямоесокращение расходов на информационное обеспечение (расход бумаги, затраты на копирование, почту, временные издержки, оплата командировок). Чистая стоимость общего эффекта от экономии бюджетных средств за период 2001-2009 гг., учитывая необходимые затраты на создание РИАС, составляет $3,4 млн. При расчетах мы принимали во внимание такие параметры, как: экономия средств при создании РИАС вместо развертывания отдельных вертикальных ведомственных систем; сокращение расходов, производимых на обеспечение взаимодействия между республиканскими и муниципальными органами; сокращение операционные ошибок.
Отмечая достигнутые Чувашией успехи в данной области, полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко сказал: "Одной из главных и неотложных задач является сегодня формирование на территории Приволжского федерального округа и страны в целом единого информационного пространства. Опыт Чувашии по созданию на территории республики разветвленной системы Интернет-коммуникаций является примером для целого ряда других регионов. В единую сеть здесь объединены города и районы, уже сегодня дальние чувашские деревни получили доступ к мировым информационным ресурсам. Также важно, что органы государственной власти активно используют новые информационные технологии для должного информирования населения о своих действиях. Глубоко уверен в том, что опыт осуществления пилотного проекта по созданию модели "виртуального правительства" станет реальным импульсом для дальнейшего динамичного развития российского Интернета".

Чувашия - электронная столица Приволжского федерального округа
Министерство экономического развития РФ и непосредственные руководители программы "Электронная Россия" определили Приволжский федеральный округ как модельный при реализации этой программы. Чувашия же, как отметил С. Кириенко, является электронной столицей, как минимум, Приволжского федерального округа.
Наполнение программы конкретным содержанием уже началось: в регионах ПФО воплощается в жизнь масштабный информатизационный проект - "Электронный округ".
В ходе его реализации на территории округа будет создана единая информационная система, которая объединит органы власти регионов. Конечная цель проекта - эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.
Прежде чем приступить к формированию концепции проекта, члены рабочей группы провели инвентаризацию в федеральных органах власти Приволжского округа. В 330 обследованных объектах насчитали около 20 тыс. компьютеров, более 230 локальных сетей. Почти две трети федеральных структур округа подключены к Интернету, то есть становится очевидным, что уровень оснащенности чиновников компьютерами и средствами коммуникации гораздо выше, чем уровень их грамотного применения. Порой в кабинетах стоят мощнейшие машины, которые используются только как текстовые редакторы. В работе с информационными технологиями федеральным чиновникам недостает опыта и воли, а не средств и возможностей.

Проект "Электронный округ"
Внедрение проекта "Электронный округ" условно разделили на два этапа. Первый - построение инфраструктуры и создание базовых информационных систем и ресурсов при минимальных затратах. Все общение будет проходить посредством электронной почты, видеоконференций и других доступных средств. Рабочая группа "Электронного округа" планирует объединить сайты всех главных федеральных инспекторов Приволжского округа и территориальных органов власти в рамках единого Интернет-портала, где можно будет найти любую оперативную и справочную информацию об округе. Портал призван стать своеобразной "единой точкой входа" в "Электронный округ".
На второй стадии разработчики проекта стандартизируют процессы информационного взаимодействия органов власти между собой, бизнесом и гражданами. Сейчас в рамках РИАС создается единый Интранет-портал органов власти www.e-chuvashia.ru, посредством которого государственные и муниципальные служащие смогли бы получать персонифицированный доступ к информационным системам, автоматизирующим и повышающим эффективность их работы. Важнейшим результатом здесь также явилось бы упрощение и унификация обмена информацией между органами власти, предприятиями и гражданами, улучшение взаимодействия и информированности общества и власти. Через e-chuvashia.ru государственные органы будут предоставлять открытые и стандартизированные услуги (сбор отчетности, выдача лицензий, коммерческие базы данных и каталоги, системы электронной коммерции).

РИАС как базис "электронных муниципалитетов"
Таким образом, в целом развитие РИАС обеспечит:
создание массива реквизитов участников системы с указанием основных характеристик направлений деятельности, хозяйственно-экономических, производственных, информационных и иных возможностей и потребностей, позволяющего осуществить автоматический поиск потенциального партнера по заданным критериям реквизитов или производственно-хозяйственным потребностям;
создание актуального текстового и графического массива хозяйственно-экономического, производственного, финансового и информационного спроса и предложений. Указанный массив данных формируется участниками системы с использованием встроенных в систему классификаторов и рубрикаторов данных;
получение выборки из массива данных по интересующей рубрике (сегменту рынка, продукции или услуге) в реальном времени, позволяющей осуществлять маркетинговые исследования полного цикла, включая ценообразование на иных рынках;
возможность оперативно управлять своими предложениями, данными, рекламой, размещенными в системе (дополнять их, изменять, снимать), а также автоматически формировать собственные массивы актуальной информации по интересующим рубрикам.
Главный эффект от создания РИАС как базиса "электронных муниципалитетов" в Чувашии заключается в том, что информационные системы всех уровней власти, включая и местное самоуправление, интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников в единое хранилище данных и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития, от чего на порядок возрастает эффективность деятельности органов власти в решении экономических, социальных и административных вопросов.

Говоря об электронных муниципалитетах, необходимо отметить, что приоритетными направлениями их развития с социально-экономической точки зрения являются:
. Информационная система социальной защиты населения, то есть развертывание единой информационной системы по жилищным субсидиям, ориентированной на безбумажную технологию. Такая система включает информационные сети в отделах социальной защиты и жилищно-коммунального хозяйства, пунктах приема населения.
Сейчас в Чувашской Республике осуществлена разработка плана внедрения адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Чувашия, успешно выдержав отборочный конкурс, включена в число 9 регионов России, где в экспериментальном порядке будет апробирован новый порядок выделения субсидий с использованием системы персонифицированных социальных счетов граждан. Если сегодня малоимущим гражданам субсидии предоставляются множеством различных организаций (службы ЖКХ, администрации городов и районов и т.д.), то впредь весь этот процесс будет координировать Минсоцполитики ЧР через отделы социальной защиты населения в районах и городах, а все причитающиеся выплаты будут начисляться на специальные счета. Это позволит достичь максимальной прозрачности расходования бюджетных средств, предоставления адресной помощи непосредственно гражданам, а также упрощению системы расчетов. Ведь не секрет, что пока очень много средств уходит на содержание дополнительного бухгалтерского персонала в структуре ЖКХ, тогда как эти деньги можно было бы направить на содержание и ремонт самих объектов жилищно-коммунального хозяйства. На первом этапе новая система будет внедряться в двух городах - Новочебоксарске и Шумерле.
Оптимальным является ее развитие на основе регистра населения муниципального образования в составе единого Государственного регистра населения. Учитывая базовый характер регистра, принципы его построения желательно закрепить на уровне федерального отраслевого стандарта.
2. Городской (районный) кадастр. Речь идет о построении единой обзорной базовой модели территории для решения кадастровых задач. В рамках этого направления возможно решить задачи эксплуатации автоматизированной системы ведения земельного кадастра.
При этом необходимо отметить, что в рекомендациях Третьего международного Форума "Россия в электронном мире" решено считать главными приоритетами построения электронной России создание интегрированных кадастров и регистров на основе общефедеральных стандартов при обеспечении их равной доступности для представителей всех ветвей власти (с должным уровнем безопасности и защиты персональных данных), а также внедрение электронного документооборота в органах власти на основе общефедерального стандарта.
3. Управление муниципальной недвижимостью.
4. Управление муниципальными финансами. Как вариант возможно образование муниципального казначейства и введение технологии автоматизированного контроля платежей из средств местного бюджета.
Отчетность бюджетных учреждений, и без того не очень простая, по мере перехода к казначейской системе управления муниципальными финансами будет только усложняться. И все больше руководителей администраций районов и городов от осознания роли IT в процессе управления приходят к выводу о необходимости их скорейшего практического применения.
В централизованной системе бюджетного финансирования сбор бюджетных заявок, формирование бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, распределение сумм финансирования по получателям средств происходит на рабочих местах единой системы, установленных у распорядителей средств местного бюджета. Присланные на дискетах, по электронной почте, введенные через абонентские пункты или напрямую в централизованную базу данных через Интернет отчеты получателей средств местного бюджета по исполнению сметы расходов автоматически приводятся в вид, приемлемый для анализа профильными отделами администрации. Создание канала связи, соединяющего систему бюджетного финансирования с системой казначейства, позволит ускорить корректировку сумм ассигнований и лимитов, давая администрации большую свободу маневра. Из общих трудностей, возникающих в процессе паспортизации муниципальных образований (как первой стадии создания информационной системы), можно выделить установление предела детализации информации, а также взаимодействие со структурами, отвечающими за ее сбор. Статистические органы, аккумулирующие информацию за счет средств бюджета, весьма неохотно делятся ею даже с органами власти.
5. Введение информационной системы для обеспечения проведения конкурсов и закупок товаров, работ (услуг) для муниципальных нужд.
6. Нормативно-правовое и документационное обеспечение управления. Оно включает в себя задачи автоматизации делопроизводства и документооборота, контроля исполнения решений, информатизации кадровой и архивной службы и т.д.
7. Информационная связь с населением - оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета. Также на принципиально новый уровень выходят способы взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества. Открытость, подконтрольность, эффективность - вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.

Победы Ижевска
Работа по созданию электронных муниципалитетов ведется во многих городах Российской Федерации, например в Перми, Ижевске, Таганроге и т.д. Так, например, в рамках Третьего международного Форума "Россия в электронном мире" администрация г. Ижевска стала победителем конкурса "Электронные муниципалитеты России" и обладателем диплома в номинации "Комплексный интегрированный проект крупного города" за городскую целевую программу "Среднесрочная программа развития муниципальной информатики как отрасли городского хозяйства г. Ижевска на 2002-2006 гг.". Программа предлагает основные направления работы по созданию и использованию муниципальной информационно-транспортной сети (как одной из прочих инженерных сетей города). Она соответствует основным положениям Федеральной целевой программы "Электронная Россия" и республиканской программы "Электронная Удмуртия", хотя разработана и принята была несколько раньше этих программ. Вторая номинация, принесшая Ижевску диплом конкурса "Электронные технологии в медицине", - за проект "Создание единой компьютерной системы - мониторинга здоровья населения города Ижевска Удмуртской Республики". Основные цели программы - создание постоянно пополняемой базы данных с информацией о заболеваемости, смертности, рождаемости и других параметрах здоровья населения Ижевска; разработка мероприятий по нейтрализации факторов, вредных для здоровья населения.

Проблемы ждут решения
Следует отметить общие проблемы, которые возникают при создании электронных муниципалитетов, это: недостаточное развитие и высокая стоимость каналов передачи данных, несовместимость форматов и протоколов информационного обмена, отсутствие экономических механизмов и правовых норм взаимодействия субъектов муниципалитета в едином информационном пространстве, дефицит материально-технических средств, низкий уровень подготовки специалистов и пользователей.Поэтому на федеральном уровне необходимо решить следующие проблемы:
согласование основных направлений бюджетных расходов на информатизацию органов местного самоуправления;
объединение всех федеральных целевых программ в области высоких технологий, информатизации, развития телекоммуникаций, оказания электронных услуг населению и бизнесу под единым руководством на высшем государственном уровне;
привлечение специалистов из муниципалитетов к определению приоритетов построения электронной России;
стандартизация в области систем "электронного правительства" и роль органов местного самоуправления в данном процессе;
инвентаризация выполненных проектов и имеющихся систем силами экспертного сообщества. Создание банка "модельных" информационных систем;
привлечение опыта и ресурсов национального бизнеса к построению электронной России. Стимулирование инициатив компаний, направленных на ускорение темпов компьютеризации, роста количества пользователей Интернета в регионах и городах России;
необходимость ускоренных изменений в законодательстве, стимулирующих внедрение электронных технологий, а также повышающих уголовную ответственность за преступления в сфере высоких технологий.
Для эффективного решения возникших задач, в частности, необходима корреляция исполнения федеральных целевых программ "Электронная Россия" и "Государственная поддержка развития муниципальных образований, а также создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления".
Основной задачей процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу муниципального управления является повышение эффективности работы местных администраций. Без этого невозможно обеспечить реализацию конституционных прав граждан на доступ к информации и предоставление государством эффективных и удобных в использовании услуг гражданам. Причем работа по данным направлениям должна сопровождаться комплексом институциональных мероприятий, предусматривающих обеспечение координации деятельности органов власти в области информатизации, разработки и внедрения типовых требований к эффективности государственных и муниципальных расходов в области информатизации.

О.Н. ВАНЕЕВ, кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 34.07: 352.075

Страницы в журнале: 59-62

О.Н. ВАНЕЕВ,

кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления. Процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет», определение которого приводится в статье.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, электронный муниципалитет, электронное правительство, информация, информатизация, сайт.

Electronic municipality: ways of communication between local government and population

One of ways of providing an access to the information about local authorities’ activities is putting this information on the Internet. Since January, 1 2010 the list of information about local authorities’ activities on the Internet is enacted. Informatization of local authorities’ activities is connected with creation and functioning of official websites of local self-government bodies. The process of informatization of local authorities’ activities is connected with the notion of electronic municipality. Its definition is given below in the article.

Keywords: local authorities, electronic municipality, information, informatization, website.

С 1 января 2010 г. наступил новый этап информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, проживающим на территории муниципального образования. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон). Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. То есть это связано с информатизацией деятельности органов местного самоуправления.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. На сегодняшний день в современном научном и правовом смысле процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет». Данное явление получило внедрение на муниципальном уровне власти.

В Концепции информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года, определении путей ее реализации, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 26.10.2004 № 3160, закрепляется, что «электронный муниципалитет - социально ориентированный инструмент городского управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

В муниципальной программе «Электронный город Новый Уренгой на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением мэра г. Новый Уренгой от 03.06.2002 № 162/1, под электронным муниципалитетом понимается «комплекс прикладных систем информатизации с использованием технологий электронного документооборота, экспертных и информационно-управляющих систем, распределенных баз данных и знаний, обеспечивающих эффективное решение задач местного самоуправления и взаимодействия с федеральными органами, хозяйствующими субъектами, социально-экономическими структурами и гражданами».

В долгосрочной целевой программе города Омска «“Электронный Омск” на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации г. Омска от 28.08.2009 № 696-п (в ред. от 21.10.2009), ставится задача создания системы «Электронный муниципалитет» - «комплекса программно-технических средств органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающего повышение эффективности системы муниципального управления и оказания муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности органов местного самоуправления города, социально-экономических и общественно-политических процессах, протекающих в городе Омске, на основе применения ИКТ».

«Развитая информационно-коммуникационная система администрации города Томска позволяет ставить и решать качественно новые задачи, являющиеся актуальными для информационного общества XXI века в аспекте “электронного муниципалитета”», утверждается в Основных направлениях информатизации органов администрации муниципального образования «Город Томск» на 2008-2012 годы.

Разработка и реализация проекта «Электронный муниципалитет» предусмотрены в муниципальных актах городов Ухты, Бийска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Новосибирска, Белгорода и др.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием официальных сайтов органов местного самоуправления. Например, официальный сайт администрации г. Красноярска - муниципальная информационная система общего пользования, размещенная в сети Интернет, в состав которой (системы) входят информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности администрации города, подведомственных ей муниципальных предприятий и учреждений, необходимую гражданам и организациям для обеспечения их прав и законных интересов (в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2006 № 609 (в ред. от 05.02.2009)).

Данное определение имеет важное отличие от закрепленного позже в ст. 1 Закона определения официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным элементом официального сайта органа местного самоуправления по Закону является электронный адрес, который включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. Официальный сайт администрации г. Красноярска размещен по электронному адресу www.admkrsk.ru, но в определении об официальном сайте отсутствует указание, что электронный адрес включает доменное имя, права на которое принадлежат администрации г. Красноярска.

Основными принципами функционирования официального сайта администрации Красноярска являются системность представления информации; интерактивность; открытость; объективность и точность.

Из 17 городских округов в Красноярском крае официальные сайты имеют 12:

Г. Ачинск (www.adm-achinsk.ru);

Г. Норильск (www.norilsk-city.ru);

Г. Красноярск (www.admkrsk.ru);

Г. Дивногорск (www.divnogorsk-adm.ru);

Г. Боготол (www.bogotolcity.ru);

Г. Енисейск (www.eniseisk.ru);

Г. Канск (www.kansk-adm.ru);

Г. Минусинск (www.minusinsk.info);

Г. Сосновоборск (www.sosnovoborsk.org);

Г. Шарыпово (gorodsharypovo.ru);

ЗАТО г. Железногорск (www.admk26.ru);

ЗАТО г. Зеленогорск (www.zeladmin.ru).

В соответствии со ст. 13 Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет, содержит:

1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе его наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведения о руководителях органа местного самоуправления и его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе изданные им муниципальные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности в местный бюджет;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений и иных организаций, в том числе: порядок и время приема граждан и представителей организаций, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя, отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан и иных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений граждан и иных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации, которые утверждаются в порядке, определяемом самими этими органами.

Понятие «электронный муниципалитет» связано с понятием «электронное правительство», которое происходит от англоязычного electronic government и поэтому достаточно многозначно. Классической формулировкой является следующая: электронное правительство - это информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Функционально деятельность электронного правительства можно разделить на четыре составляющих: государство для государства (взаимодействие государственных органов); государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения); государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов); государство для служащих (электронный документооборот). Общепринятые обозначения указанных видов взаимодействия таковы: G2G - государство для государства; G2C - государство для граждан; G2B - государство для бизнеса; G2E - государство для служащих.

Выделяют пять последовательных стадий развития электронного правительства:

1) начальное появление - развернуто онлайновое присутствие в сети Интернет органов власти;

2) расширенное присутствие - число сайтов органов власти постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляется возможность загружать типовые формы различных официальных документов, направлять обращения через электронную почту и взаимодействовать через сайт;

4) проведение транзакций - пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с органами власти в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Под электронным муниципалитетом мы понимаем информационное взаимодействие органов местного самоуправления с населением и организациями с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления, свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления законным способом, соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.

Развитие информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением связано с распространением информационных киосков на территории муниципального образования. Информационный киоск администрации г. Красноярска рассматривается как элемент единой справочно-информационной системы администрации города, которая призвана обеспечить информационную открытость деятельности администрации города для субъектов жизнедеятельности города. Информационный киоск представляет собой программный комплекс, в состав которого входят программа с адаптированным для неквалифицированного пользователя web-интерфейсом и информационное наполнение. Информационный киоск размещается в терминальных устройствах, имеющих сенсорную панель. Практика г. Красноярска показала, что наиболее востребованы информационные киоски в платежных терминалах (хотя при этом перед органами местного самоуправления возникает вопрос о взаимодействии с собственниками данных терминалов).

Кроме получения справочной информации о деятельности администрации города и муниципальных учреждений, через информационные киоски можно записаться на прием к руководителям администрации города, написать обращение (жалобу), а также записаться на прием к врачу (пока только в две поликлиники).

Можно утверждать, что органы местного самоуправления в развитие информационного взаимодействия с населением переходят от этапа информационного присутствия к этапу интерактивного взаимодействия.

Библиография

1 См.: Попков Ю.С., Тищенко В.И. Виртуальные сообщества в структуре власти (методологические аспекты). - М., 2004.С. 63-64.

Поделитесь статьей с коллегами:

11 апреля 2008 года одно из ведущих бизнес-изданий Республики Татарстан, газета «Время и Деньги» опубликовала интервью с Робертом Талиповым, директором Муниципального управления «Информационный центр города Нижнекамска». Интервью посвящено системе «Электронный муниципалитет», реализованной на базе разработок компании «Электронные Офисные Системы» – системы электронного документооборота «ДЕЛО» и опции «ЭЦП и шифрование».

Данный проект был реализован партнерами компании ЭОС: ГУ «Информационный центр Нижнекамска» и ООО НПФ «ИнфоИнжиниринг». В рамках проекта к 2006 году была создана муниципальная система электронного документооборота Нижнекамска, а в 2007 году – муниципальная межведомственная система предрегистрационной подготовки документов для граждан «одно окно», сопряженная с ГИС Нижнекамска. Следует особо отметить тот факт, что в системе предрегистрационной подготовки документов (сбора документов для регистрации сделок с недвижимостью) была реализована ЭЦП.

Ниже приводится полный текст интервью.

«Электронный муниципалитет» поборется с очередями

Юрий Бортиков, «ВиД»

В скором времени в Нижнекамске заработает система «Электронный муниципалитет» – своеобразный аналог республиканской системы «Электронное правительство». Об этой системе корреспонденту «ВиД» рассказывает главный инициатор ее создания, директор муниципального управления «Информационный центр города Нижнекамска» Роберт ТАЛИПОВ.

Под «Электронным муниципалитетом», – говорит Роберт Камилович, подразумевается новая форма организации деятельности органов местной власти, которая позволит жителям и многочисленным организациям нашего города выйти на качественно новый уровень оперативности и удобства получения государственных и муниципальных услуг.

Проблема в недостатке информированности?

Да, конечно. Сегодня информирование граждан о новых законах, решениях правительства носит пассивный характер, – через распространение такой информации в некоторых СМИ. При этом люди не всегда имеют возможность ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется. Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, они в первую очередь сталкиваются с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т.п.) Вслед за этим возникает другая проблема – низкая доступность услуг, сопровождаемая многочасовым стоянием в длинных очередях сначала в госучреждении, затем в банке, чтобы оплатить эти услуги. «Электронный муниципалитет» поможет снять все эти проблемы, обеспечив всем и каждому свободный доступ через Интернет к справочной и нормативно-правовой информации «семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки».

Насколько я знаю, работы по созданию «Электронного муниципалитета» ведутся уже не первый год, причем по многим параметрам Нижнекамск в данной области заметно опережает другие города и районы республики?

Да, если учесть, что с 2002 года действует официальный сайт (е-nizhnekamsk.ru) и в стадии разработки находится новый муниципальный информационный портал (е-nkama.ru); создан сайт муниципального заказа (amz.e-nk.ru); в завершающей стадии первая очередь муниципальной геоинформационной системыавтоматизированная система земельного имущественного кадастра. С 2006 года в Нижнекамске действует система «Главный телефон», круглосуточно принимающая в автоматическом режиме голосовые обращения граждан, которые затем обрабатываются и передаются главе муниципалитета.

И самое главное – вот уже четвертый год у нас успешно функционирует система электронного документооборота, которая сегодня охватывает более 40 рабочих мест в структуре муниципальных органов и отслеживает весь цикл прохождения документов, в том числе писем и обращений граждан.

Только в минувшем году через систему электронного документооборота аппарата Советов и исполкомов Нижнекамского муниципального района и города Нижнекамска зарегистрировано 25748 документов. Насколько мне известно, в муниципалитетах Татарстана полноценный электронный документооборот внедрен только в Казани, Альметьевске и Нижнекамске.

Решение каких задач предполагает дальнейшее развитие системы электронного документооборота и «электронного муниципалитета» в целом?

Прежде всего внедрение электронной цифровой подписи, которая законодательством признана равноправной с собственноручной подписью. Это обеспечит постепенный переход к полностью безбумажному документообороту, а в ближайшем будущем позволит руководителям просматривать входящую почту и ставить резолюции, находясь в дороге, в командировке – сегодня это уже реальность: так работают многие руководители компании «Татнефть». Пробует работать в «удаленном режиме» и руководство поселка Камские Поляны.

В скором времени в пяти пилотных микрорайонах Нижнекамска начнут работу общественные центры (ОЦМ), в которых будет организован доступ населения к социально значимой информации: бланкам, порядку оформления различных документов, получению справок в сфере государственных муниципальных услуг, условиям приема должностными лицами, к электронной карте и т.д. В планах руководства района – установка в общественных местах интерактивных информационных терминалов, выполняющих ту же функцию. Это тоже шаг к развитию «Электронного муниципалитета».

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения, на огромных просторах нашей Родины .

Одной из главных тенденций политического, правового и социально-экономического развития России на сегодняшний день является внедрение современных технологий в институт публичной власти. Совершенствование системы государственной власти осуществляется путем формирования в России «электронного правительства» - внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов и должностных лиц. Однако, основное взаимодействие между государством и гражданами или бизнесом осуществляется на местном уровне, в силу чего актуальность приобретает проблема внедрения современных технологий в институт муниципальной власти. Аналогом «электронного правительства» на местном уровне призван стать «электронный муниципалитет».

Информационные технологии в настоящее время являются катализатором не только экономического роста, но и развития всех остальных сфер жизни общества. Правительством РФ задан высокий темп реализации мероприятий по формированию инфраструктуры информационного общества. В рамках государственной программы РФ «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313, с целью повышения внедрения информационных технологий на уровне муниципальных образований на Министерство связи и массовых коммуникаций России возложено проведение и развитие мероприятия «Электронный муниципалитет» .

На законодательном уровне определение термина «электронный муниципалитет» отсутствует, однако, по аналогии с определением «электронного правительства» , и учитывая положения ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» , можно дать следующее определение: это новая форма организации деятельности органов муниципальной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами муниципальных и государственных услуг и информации о результатах деятельности муниципальных органов в решении вопросов местного значения. Использование современных технологий в муниципальном управлении способно предоставить муниципальному образованию множественные возможности, среди которых: формирование инфраструктуры оказания услуг в электронном виде, замена бумажной технологии документооборота электронной, совершенствование «кадрового состава» муниципальных органов власти, а также повышение уровня технологической осведомлённости и информационной культуры населения муниципальных образований.

Внедрение современных технологий в институт публичной власти способствует утверждению в России доктрины «открытого государства», обеспечивающего быстрое и достоверное получение гражданами информации об управленческих процессах. Путем своевременного отображения на Интернет-порталах актуальной информации о функционировании муниципалитета, обеспечения доступа к документам и делам местного значения, опубликования финансовой отчетности, обеспечивается контроль населения муниципального образования за деятельностью муниципальных органов власти и должностных лиц. На сегодняшний день Федеральным законом от 09.02.2009 №8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» законодательно закреплена обязанность органов местного самоуправления размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет посредством создания официального сайта либо размещения информации на официальном сайте субъекта РФ .

Оказание населению государственных и муниципальных услуг по вопросом местного значения является функцией муниципалитетов. Элементом «электронного муниципалитета» является возможность предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям в электронном виде посредством сети Интернет. На сегодняшний день муниципалитетами населению предоставляются услуги с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, в числе которых: единый портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, универсальная электронная карта.

Подобно Единому порталу государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»), функционирующему на федеральном уровне, на местном уровне функционируют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (МЦФ). Населению предоставляется возможность получить услуги, связанные с социальным обеспечением, консультационные услуги, получить архивные справки, получить услуги, связанные с изменением гражданско-правого статуса физических и юридических лиц. Показателен в этом плане опыт лидера рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства 2014 г., составляемого Сетью государственного управления ООН, - Южной Кореи. Предоставление государственных и муниципальных услуг в этой стране осуществляется посредством мобильных технологий и разработкой соответствующих мобильных приложений. Одним из самых популярных мобильных сервисов, предоставляемых на уровне муниципалитетов, является «Трафик Сеула». Каждый из 25 самоуправляемых районов Города особого статуса Сеул ежедневно отправляют в компанию, обслуживающею приложение, информацию о состоянии дорожного движения в районе.

Электронный муниципалитет предполагает внедрение в деятельность муниципальных органов и должностных лиц «безбумажных» технологий, представляющих собой электронные системы документооборота и делооборота. Многочисленные обращения граждан и организаций в муниципальные органы порождают огромное количество документов, требующих оперативной систематизации. Работа с бумажными носителями оказывается трудоемким занятием для чиновников, что снижает качество и скорость предоставления самой услуги. Однако организация электронного документооборота требует не только перевода документов в электронный формат с бумажных носителей, но и функционирование маршрутизации документов, автоматического отслеживание текущего статуса, системы полнотекстового поиска и архивного строения. Только комплексная автоматизация документооборота позволит упростить работу с документами в органах муниципалитетов.

В нашем обществе необходим строгий регламент обращения с персональными данными в компаниях. Лица, обладающие персональными данными, то есть организации, юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели должны принимать организационно технические меры защиты этих данных. И чем больше объем этих персональных данных, тем больше должны существовать меры защиты .

К проблеме организации электронного документооборота примыкает проблема неподготовленности кадрового состава органов местного самоуправления к эксплуатации информационной инфраструктуры. Не случайно на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Петрозаводске (2008) экс-президент России Д.А. Медведев (2008-2012) непосредственно обратил внимание на то, что «неумение пользоваться информационными технологиями государственными и муниципальными чиновниками говорит не только об их отсталости, но и о некомпетентности» . Информационно-коммуникативная компетентность муниципальных служащих напрямую связана с эффективностью исполнения ими своих должностных обязанностей. Формирование «электронных муниципалитетов» должно осуществляться одновременно с совершенствованием «кадрового состава» муниципалитетов, а именно – повышение информационных и компьютерной грамотности и информационной культуры в целом.

Формирование на территориях муниципальных образований «электронных муниципалитетов» позволит также повысить уровень технологической осведомленности населения. Поскольку именно на местном уровне осуществляется основное взаимодействие государства и общества, осуществлять совершенствование информационной культуры населения нужно с нижнего – местного уровня. Возможность решения при помощи Интернет-порталов предоставления муниципальных услуг наиболее актуальных для каждого повседневных вопросов (таких как образование, здравоохранение, культура) позволит гражданам на практике убедиться в удобстве электронных форм получения услуг и постепенно перейти к использованию государственных услуг, предоставляемых на региональном и федеральном уровнях, посредством сети Интернет.

От того, насколько успешен будет процесс внедрения информационного взаимодействия власти и населения на местном уровне, напрямую зависит восприятие обществом новой формы организации государственного управления – «электронного государства». Успешная реализация на практике концепции «электронного муниципалитета» значительно облегчит формирование концепции «электронного правительства» на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В контексте данной проблемы представляется уместной цитата Президента Российской Федерации В.В. Путин: "Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным" . Внедрение современных технологий в деятельность местного самоуправления – залог качественного, эффективного и «дееспособного» муниципального управления в частности и всего государственного управления в целом.

Местное самоуправление в России выступает неотъемлемой частью действующего государственного механизма, именно поэтому оно позволяет максимально грамотно сочетать права и интересы граждан, а также местные, региональные и общегосударственные интересы .

Список литературы

1 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации, 09.03.2016. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет- портал правовой информации, 15.02.2016. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

3 Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет- портал правовой информации, 06.05.2008. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2016)

4 Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. Новосибирск 2014. № 37. С. 16-21.

5 Аминов И.Р., Кравченко Р.В. К вопросу о месте муниципального права в системе российского права. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Санкт-Петербург 2014. Том: 4. № 8. - С. 102-105.

6 Губайдуллина Э.Р., Аминов И.Р. К проблемам защиты персональных данных как основы охраны права на неприкосновенность частной жизни // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. - С. 35-37.

7 Мухаметханова Э. Р., Аминов И.Р. Актуальные вопросы функционирования электронного муниципалитета// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) № 8 / 2014 часть 10. - С.41-43.

8 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Президента России, 18.04.2002. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ (дата обращения 28.03.2016)

9 Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: Центр гуманитарных технологий, 10.02.2015. – Режим доступа: http://gtmarket.ru (дата обращения 21. 03.2016)

10 Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Президента России, 17.07.2008. – Режим доступа: http://kremlin.ru/ (дата обращения 28.03.2016)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений