Обучение с отрывом от производства как оформить. Обучение без отрыва от работы Что значит без отрыва от производства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Н.В. Цыбина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Отправляем работника на обязательное повышение квалификации

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Для работников некоторых профессий предусмотрено периодическое повышение квалификации и/или дополнительное обучение, например для врачей, фармацевто вподп. 8 п. 1 ст. 79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Закон № 323-ФЗ) , аудиторо в.

И работодатель, направивший работника на такое обучение, обяза нстатьи 167 , 187 ТК РФ :

  • сохранить за ним место работы (должность);
  • освободить его от работы на время обучения (при невозможности совмещения работы и обучения);
  • выплатить ему средний заработок за время учебы, если оно попадает на рабочие дни (или командировочные, если работник направлен на обучение в другую местност ьст. 167 ТК РФ ).

Другая местность - это местность за пределами административно-территориальных границ определенного населенного пункт ап. 16 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 ;

Но вот оплачивать стоимость самого обучения работодатель должен не всегда. Посмотрим, какие здесь есть варианты.

ВАРИАНТ 1. Работодатель обязан оплачивать за свой счет профессиональное обучение работников или получение ими дополнительного профессионального образования. Например, в случае с медицинскими работниками и фармацевтами оплата повышения квалификации полностью лежит на работодателе в соответствии с законо мст. 196 ТК РФ ; подп. 2 п. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ .

ВАРИАНТ 2. Работодатель не обязан оплачивать обучение, например по программам повышения квалификации аудитора, но он это делае тп. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

ВАРИАНТ 3. Работодатель не оплачивает обучение работников, поскольку законодательством это ему не вменено.

Оформляем необходимость обучения

Во всех перечисленных выше вариантах все будет начинаться с приказа о направлении сотрудников для получения дополнительного профессионального образования. В приказе указывается, кто (ф. и. о. работника), где (наименование учебного заведения), когда (даты начала и окончания обучения) и по какой форме (очной или заочной) будет обучаться.

Включать или не включать условие об обязательном обучении в трудовые договоры с работниками, зависит от ситуации.

ВАРИАНТ 1. Если работодатель по закону обязан оплачивать повышение квалификации сотрудника, то нет необходимости об этом упоминать в трудовом договоре.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник уволится, не отработав прописанный в договоре срок, то с него нельзя будет взыскать средний заработок, выплаченный за дни очного обучения, или командировочные расходы. Эти расходы не являются непосредственными затратами на обучение.

ВАРИАНТ 2. Если обязанности оплачивать обучение сотрудников у работодателя нет, но он это делает, то, скорее всего, ему захочется иметь гарантию, что после учебы работник не уволится вместе с новой «корочкой». Для этого еще при заключении трудового договора в него можно включить условие, что в случае оплаты работодателем профессионального обучения работник будет обязан отработать в течение какого-либо срок аст. 249 ТК РФ ; Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1 . Если работник решит уволиться раньше, он должен будет возместить работодателю стоимость обучения в сумме, пропорциональной фактически не отработанному после окончания обучения времен иОпределение КС от 15.07.2010 № 1005-О-О . Если же такое условие не было включено в трудовой договор при его оформлении, то можно заключить допсоглашение к договору с этими же условиями.

ВАРИАНТ 3. Казалось бы, если работодатель не платит за обучение, то и необходимости во внесении условий об обучении в трудовой договор (допсоглашение) нет. Однако работодателю следует помнить о том, что, допуская к работе сотрудника без аттестата (или другого документа, свидетельствующего об успешном прохождении обучения), нарушает закон именно он, а не сотрудник. Поэтому лучше все же зафиксировать в трудовом договоре обязанность работника своевременно получать дополнительное образование.

Отражаем расходы на обучение в учете

Оплачивает ли работодатель обучение работников по требованию закона или по собственной инициативе, для налогового и бухгалтерского учета не важно.

Чтобы отнести стоимость обучения в расходы, нужно иметь на руках подтверждающие документы:

  • приказ о направлении работников на обучение;
  • договор с учебным заведение мп. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706 ;
  • акт об оказанной образовательной услуг е , .

Подтвержденная перечисленными документами стоимость обучения списывается на прочие расход ыподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ . Дополнительно желательно иметь учебную программу с указанием количества часов посещений занятий, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучени еПисьма Минфина от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137 , от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 .

Если работодатель уплачивает налог на прибыль, то стоимость обучения списывается в расходы на дату подписания акта об оказании услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ .

Если он применяет УСНО, то расходы учитываются также на дату подписания акта, но только после оплаты стоимости обучени яподп. 33 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

НДС, указанный в счете-фактуре по образовательной услуге, можно принять к вычету в том периоде, в котором этот документ был получе н

В проектно-строительной организации кипела работа над договорами с проектировщиками об обучении работе с новыми программами. Неожиданно проблемой оказался вопрос оплаты.

— Похоже, мы им за учебу стипендию должны платить, — осторожно сообщила кадровик на очередном совещании.

— Мы их за свой счет обучаем тому, что им же необходимо для работы! — возмутилась директор. — За что стипендия?!

Краткосрочные обучающие курсы, по окончании которых работники не приобретут новую специальность (профессию), не повысят свою квалификацию и, соответственно, не получат документ установленного образца (диплом или удостоверение о повышении квалификации), не являются дополнительным профессиональным образованием и напрямую не регулируются.

Соответственно, работодатель вправе, направляя работника на обучение, не относящееся к профессиональному образованию, не заключать с ним именно ученический договор и не выплачивать стипендию (п. 6 Письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.05.2009 № 23-3/10/2-4032 «О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»).

Если обучение происходит с полным отрывом от работы, сохранять средний заработок необходимо (ст. 187 ТК ). Если с частичным, следует выплачивать заработную плату за фактически отработанное время (ч. 3 ст. 193 ТК ).

Для предотвращения нежелательных сомнений со стороны трудовой и налоговой инспекций в организации следует создать внутренний документ, регулирующий порядок обучения работников. В нем следует прописать цели направления на обучение, права и обязанности сторон, гарантии и компенсации работников, направленных на учебу, в том числе продолжительность рабочей недели и особенности оплаты в этот периода.

Какими документами организации оформляется направление специалиста на повышение его квалификации без отрыва от работы. Понятие "без отрыва от работы" предполагает, что специалист обучается в свободное от работы время?

Ответ

Повышение квалификации сотрудником является одним из видов ученичества (ч. 5 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

Если сотрудник проходит обучение без отрыва от работы, то учреждение обязано выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором за время работы (пропорционально отработанному времени) и , если это предусмотрено соглашением, за время учебы. Размер стипендии определяется и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Стороны ученического договора

Организация может заключить два вида ученического договора - на переобучение специалиста и на профессиональное обучение.*

Договор на профессиональное обучение можно заключать как с сотрудниками, состоящими в штате организации, так и с гражданами, ищущими работу (соискателями). Договор на переобучение заключается только с сотрудниками организации.

Об этом говорится в статье 198 Трудового кодекса РФ.

Время обучения

В процессе обучения можно освободить сотрудника от работы. Однако допускается обучение и без отрыва от работы (ч. 1 ст. 198 ТК РФ).*

По общему правилу время обучения и работы в совокупности не должно превышать 40 часов в неделю (ст. 91, 203 ТК РФ). Однако из этого правила есть исключения. Например, время обучения и работы сотрудника не может превышать 35 часов, если:

 возраст сотрудника от 16 до 18 лет;

 обучающийся сотрудник является инвалидом I или II группы.

Если ученику еще не исполнилось 16 лет, то время его обучения и работы не может быть более 24 часов в неделю. Об этом сказано в части 1 статьи 92 Трудового кодекса РФ.

Порядок заключения договора

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор необходим, чтобы застраховать организацию от риска потратить средства впустую. Например, отучившись, соискатель откажется заключить трудовой договор или штатный сотрудник уволится без , не отработав обусловленного ученическим договором времени. В этих случаях ученик будет обязан (ст. 207 ТК РФ). Если же сотрудник после окончания обучения отработает срок, указанный в ученическом договоре, то возмещать затраты на обучение ему не придется.*

Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной профессии, специальности, квалификации, после истечения которого считается, что он всю стоимость обучения отработал.

Такой порядок предусмотрен в статье 199 Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также и в период ученичества. Об этом сказано в статьях 200 и 204 Трудового кодекса РФ.*

Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признается и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59, 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667)».

«Оплата ученичества

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 . Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ.

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу нужно оплатить отдельно по установленным расценкам. Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки. Поэтому их можно прописать в ученическом договоре.

Если сотрудник учится без отрыва от работы, то за время обучения он получит стипендию, предусмотренную ученическим договором, а за время работы - зарплату, предусмотренную трудовым договором, пропорционально отработанному времени. Возможность совмещать обучение и работу на условиях неполного рабочего времени прямо предусмотрена в части 2 статьи 203 Трудового кодекса РФ».*

«Нужно ли оплачивать часы обучения как сверхурочную работу. Сотрудник проходит обучение по повышению квалификации по инициативе работодателя в вечернее время после работы

Нет, не нужно.

Повышение квалификации сотрудником является одним из видов ученичества (ч. 5 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ). С таким сотрудником работодатель вправе и за время обучения.*

Сверхурочная работа - это работа за пределами установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Сотрудник, который повышает квалификацию в вечернее время после работы, непосредственно во время обучения трудовую функцию не исполняет. Таким образом, время обучения не является сверхурочной работой и оплате как сверхурочная работа не подлежит. Такой вывод следует из статей 20, 97, 99, 152, 198, 204 Трудового кодекса РФ».

«Пример заключения ученического договора на переобучение без отрыва от работы

Директор организации решил освоить новую область деятельности - оказание услуг по разработке ландшафтного дизайна. Чтобы не заниматься поиском нового специалиста и не тратить время на его адаптацию, он решил направить на переобучение уже работающего сотрудника - А.И. Иванова. С ним был заключен ».*


Сборник может быть полезен руководителям и специалистам организаций при подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В сборнике даны представления об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, оценке условий труда по классам, оценки травмоопасности рабочих мест, о сертификации работ по охране труда. Также представлена нормативно-справочная база для проведения аттестации рабочих мест.

Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Система 5S - это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001. В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами. Знания, почерпнутые из этой книги, с успехом можно использовать в банках, страховых, консультационных и других компаниях сферы услуг, государственных, социальных и образовательных учреждениях. Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.

Издание посвящено бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов. На конкретных примерах (с проводками и расчетами) в соответствии с ныне действующими требованиями рассматриваются способы определения фактической себестоимости материалов, учета расходов на их приобретение, в том числе транспортно-заготовительных расходов, расходов на приобретение материальных ценностей при заключении договора в условных единицах, при изготовлении материалов собственными силами и т.д. в различных ситуациях. Наши рекомендации помогут вам выбрать оптимальный способ списания материалов в производство, правильно отразить в учете их продажу, списание материалов по результатам инвентаризации (в том числе в случае хищения) и многое другое. Рассмотрено документальное оформление различных операций с товарно-материальными ценностями. Материалы подготовлены с использованием системы ГАРАНТ. Издание адресовано широкому кругу читателей, бухгалтерам и...

В книге изложены общие сведения о метрологии, измерительных инструментах, лабораторном оборудовании общего назначения и математической обработке результатов испытаний. Описаны методы и аппаратура для стандартных испытаний главнейших строительных материалов и изделий. Сведения о методах испытания каждого материала предваряются кратким описанием его основных технических свойств и объяснением выбора принятой методики испытаний. Все методы испытаний и основные свойства материалов даны в соответствии с действующими ГОСТами. Второе издание дополнено описанием испытаний кровельных материалов. Для студентов строительных специальностей вузов. Может быть использовано в качестве справочного пособия для строителей-практиков, строительных лабораторий.

Содержатся статистические данные о состоянии и динамике развития мировой экономики и ее отдельных регионов, а также материалы, характеризующие степень влияния некоторых государств на развитие мирового хозяйства. Таблицы сгруппированы в соответствии с учебными программами по ряду экономических дисциплин: экономическая теория, макроэкономика, международные отношения, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Сборник составлен на основе материалов наиболее известных международных организаций и экономических институтов (ООН, МВФ, Всемирного Банка и т.д.), Госкомстата России и других государственных учреждений. Для преподавателей, аспирантов, студентов вузов и старшеклассников, изучающих экономические дисциплины.

Рассмотрены порядок и правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) сельскохозяйственных производств, их отдельных видах (материалах, животных на выращивании и откорме, готовой продукции, товарах). Пособие отражает требования вступивших в силу новых нормативных документов и изменений, регламентирующих учет МПЗ. Многочисленные практические примеры учат правильному заполнению форм первичных документов, применяемых при учете движения МПЗ. Предназначено всем категориям заинтересованных пользователей - бухгалтерам, руководителям хозяйствующих субъектов, аудиторам, преподавателям, студентам высших учебных заведений и практикам.

Предлагаемая книга - сборник документов и материалов, освещающих процесс реформирования российской денежной системы в первой половине 20-х гг. XX в. Денежная реформа, осуществленная в трудных условиях послевоенной разрухи, известна своими позитивными результатами, а обретенный в ходе ее проведения опыт не утратил актуальности и в современных условиях. Сборник подготовлен на основе документов и материалов, хранящихся в фондах РГАСПИ, РГАЭ и ГАРФ. В научный оборот вводятся малоизвестные и не публиковавшиеся ранее документы. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей и студентов вузов, на всех, кто интересуется политической и экономической историей России 20-х гг. прошлого века.

Рассмотрены основные закономерности протекания металлургических процессов при осуществлении операций сварки и наплавки, в том числе особенности поведения расплавленного металла при сварке электродами с различным типом покрытий. Отмечена важнейшая роль шлаковой системы в формировании структуры и свойств металла шва и показано, что для анализа шлаковых систем необходим расчетный механизм, позволяющий определить термодинамическую активность отдельных компонентов шлака. Приведены базовые сведения по термодинамике и химической кинетике металлических растворов, необходимые для лучшего понимания основного материала. Рассмотрены расчетные термодинамические методы, используемые для исследования межфазного взаимодействия при сварке. С позиций термодинамики рассмотрены вопросы поведения металлов-модификаторов, в том числе редкоземельных металлов, основных металлов-раскислителей, применяемых в практике производства сварочных материалов, и проведены соответствующие расчеты. Приведены...

Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления Моббинг - это отнюдь не новшество, это просто описание старого факта эскалации конфликтов на работе новым термином, что позволяет по-новому взглянуть на проблему. Формы моббинга разнообразны: постоянная критика, игнорирование вплоть до полной изоляции, завышенные или заниженные требования, бессмысленные или вредные для здоровья задания, угрозы и сексуальные домогательства на рабочем месте... Обо всем этом рассказывает данная книга: от истоков конфликтов - до их последствий, от способов предотвратить моббинг - до возможностей его преодолеть. Примеры из жизни показывают атмосферу, в которой оказываются жертвы моббинга, и выявляют те переживания и мысли, которые помогают им, в конце концов, выйти из замкнутого круга. Книга будет полезна психологам и социологам, социальным работникам и практикам, и, прежде всего, менеджерам и специалистам по персоналу.

Работодатель (медицинская организация) в соответствии с п. 4 ст.72, п. 3. ст.73, п. 8 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» направляет медицинских работников на повышение квалификации без отрыва от работы в свое структурное подразделение (институт усовершенствования врачей), имеющее лицензию на образовательную деятельность, и в сторонние организации. Необходимо ли заключение с такими работниками ученических договоров, и обязан ли в данном случае работодатель выплачивать работникам стипендию, если они получают заработную плату в полном размере?

Ответ

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Данному праву корреспондирует обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ).

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Читайте о приказе о направлении на повышение квалификации , чтобы не совершать ошибок.

Обычно, при направлении медицинских работников на повышение квалификации ученический договор с ними не заключается, т.к. затраты на обучение в подобной ситуации с работника взыскать в судебном порядке не получится.. Такое направление просто оформляется приказом, оформленным на основании заявления работника и путевки (при наличии).

В табеле учета рабочего времени дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие.

В случае совмещения работы и обучения (частичного освобождения от работы) - в табеле учета рабочего времени отмечается фактически отработанное время.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.

В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: Трудовой кодекс РФ

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Выплаты работникам

Повышение квалификации сотрудников

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена частью 4 статьи 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абзацами 4-7 пункта 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно пункту 41 Типового положения

Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 N 245

повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно статье 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно пункту 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно письму Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т. п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в приказах Минобразования РФ от 10.07.2003 № 2994 и от 28.07.2003 № 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно части 2 статьи 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения.

Документы об образовании

Согласно пункту 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено пунктами 1-3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных приложением № 1 к постановлению Госкомвуза России от 27.12.95 № 13 и пунктом 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах (образец ниже). В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в раздел V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма № Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в пункте 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма № Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены приказом Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.


Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений